Фото ИТАР-ТАСС/ Станислав Тихомиров

На Дальнем Востоке крутые перемены: бывший у власти более 10 лет губернатор Приморского края Сергей Дарькинуволен. За неделю до выборов – губернаторов так не увольняют. Губернатор должен напрягать местное чиновничество, дабы обеспечить приемлемый для власти результат. А временщик в этом кресле или даже будущий губернатор, еще не успевший выстроить отношения с элитами, создаст известную нервозность, что увеличивает риски провала нужного кандидата. Приморье вообще является специфическим регионом, но чтобы губернатора уволили меньше, чем за неделю до федеральных выборов, – такого рода эксцессов не было за последние несколько избирательных циклов. Важна еще и стилистика – фактически Кремль лишь подтвердил отставку губернатора, а сама новость пришла чуть не из телеэфира. Нарушение бюрократического ритуала в данном случае налицо: получается, что кто-то – по всей видимости, из окружения экс-губернатора – «слил» информацию об отставке в СМИ. До конца срока Дарькину оставалось сидеть в кресле губернатора еще три года: он был назначен в 2010 году (срок полномочий приморского губернатора – 5 лет). Получается, что Дарькина отправили в отставку сильно раньше положенного, в нарушение ритуала и накануне знакового политического события. Явный «разрыв шаблона». Дарькин являет собой типаж почти несменяемого губернатора. Несмотря на серьезный конфликт элит и внимание со стороны силовиков (в 2008 году обыскивали дом губернатора и банк, принадлежащий его жене), ему удавалось договориться в Москве о сохранении за ним должности. По крайней мере до саммита АТЭС, который должен состояться в этом году. И местные чиновники неоднократно повторяли, что саммит удастся провести в лучшем виде и даже в срок достроить мост на остров Русский, где саммит должен пройти. Правда, во время прошлогодней инспекции президента Медведева прозвучали слова о том, что необходимо предусмотреть альтернативные пути доставки участников саммита: видимо, президента не вполне устроила готовность объектов. Однако мост и саммит сложно представить в качестве инициаторов экстраординарной отставки. Преемник губернатора тоже выглядит для Приморья необычно.

Во-первых

, он – «варяг». Владимир Миклушевский родился в Свердловске, теперешнем Екатеринбурге, учился в Москве, там и остался работать. В Дальневосточный университет был десантирован менее двух лет назад с поста замминистра образования. «Варяг» – тоже риск накануне выборов.

Во-вторых

, человек из сферы образования, пусть и хозяйственник из МИСиСа, для криминального Приморья – странный начальник. Когда Кремль всерьез задумался о «декриминализации Приморья» в 2007 году, в качестве полпреда туда был направлен кадровый чекист Олег Сафонов. После чего и последовали обыски у губернатора. А затем – отставка самого Сафонова. Всю «декриминализацию» Дарькин ухитрился «схарчить» за один полет в Москву, а тут какой-то преподаватель, пусть и бывший замминистра, назначен на его место. Москва, впрочем, сама подвела Дарькина «под монастырь». Сперва фактический запрет на ввоз «праворуких» японских авто почти убил прибыльный местный бизнес и вызвал многотысячные митинги как раз в разгар кризиса. А затем конфликт местных элит существенно подорвал веру в губернатора. На праймериз «Единой России» начались скандалы – де проведены они были формально и с целью провести правильных людей в партсписок (что справедливо для всей России, но скандал случился только в Приморье). И на думских выборах Дарькин уже не смог показать сколько-нибудь вменяемого результата за партию власти. По сравнению с 2007 годом единороссы в крае потеряли 20 процентов, набрав всего треть голосов. Потеря значительная, больше, чем в среднем по стране. При этом даже на проходивших параллельно выборах в приморский парламент «партия власти» получила чуть больший процент. На прямой линии Владимира Путина в декабре прямо прозвучало требование – отправить Дарькина в отставку. «Черная метка» губернатору была выслана. Разумеется, при таких показателях Дарькин вряд ли бы продержался в своем кресле после президентских выборов, но он и до них не досидел. Решение экстренно снять губернатора в политическом плане свидетельствует о том, что ситуация в крае совсем негодная и авторитет действующей власти стремится уже у нулевой отметке. Электорально в таком случае отставка может быть даже полезна: убрать совсем надоевшего начальника и вселить в избирателя веру в перемены и надежду на лучшую жизнь. Да и федеральный контекст у отставки имеется. Приморские результаты Путина начнут оглашать сразу после закрытия участков в Калининграде. Те самые «по результатам подсчета трех с половиной процентов голосов» – это же голоса именно с Дальнего Востока, и их увидит вся страна. И если она увидит жалкие 30 процентов, то в столице могут и не поверить в результат «отца нации», скажем, в две трети голосов. А это уже чревато бунтом ну очень рассерженных горожан.