Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru
Через четыре месяца в ночное время уже нельзя будет купить пива. А пивные ролики больше не будут нарушать покой телезрителей по вечерам, так как под запретом окажется любая реклама пенного напитка. Затем может не стать и недорогих сортов в пластиковых бутылках в связи с грядущим запретом на разлив пива в ПЭТ-упаковку. Пивоварам, которые последние лет десять были для власти удобными мальчиками для битья (так как они не очень понимают как, кому и сколько нужно «заносить»), придется туго.
В новом американском сериале «Преступная империя» жители Атлантик-Сити очень заразительно выпивают из-под полы. 20-е годы, сухой закон, не за горами Великая депрессия, но пока за бутылку паленого виски платят в двадцать раз дороже. Разруливает подпольный бизнес весьма уже помятый городской казначей Стив Бушеми. За всей этой красиво показанной американской антиисторией в последнее время начало проглядывать наше суровое российское лицо. Состоявшийся недавно АлкоКонгресс обрисовал суровые перспективы для производителей алкоголя.
Тяжелее всех придется пивоварам, которые и так уже достаточно пострадали от государственных PR-инициатив. Дошло до того, что при любящем инновации и гаджеты президенте Медведеве пиво приравняли к крепкому алкоголю, хотя во всем любимом им цивилизованном мире регулирование производства и продажи крепкого и пенного напитков различаются как день и ночь. У нас же с 1 июля пиво нельзя будет купить в розничной сети после 23 часов. А в некоторых, особо «продвинутых» с точки зрения любви к высшей власти городах вроде Санкт-Петербурга, местное руководство уже сейчас, загодя, выходит с инициативой ввести «ночной режим» запрета на продажу пива и алкоголя с 21 часа. Запрещается и всякая реклама пива вне торговых точек.
Причины того, что государство отыгрывается именно на пивоварах, очевидны. Пивная отрасль отличается слабым лобби в отличие от, скажем, водочной. Более 80% рынка пива России принадлежит сейчас крупнейшим иностранным производителям пива, которые явно не представлены в Госдуме и вряд ли смогут объяснить своим акционерам принятые в России методы лоббирования бизнес-интересов. Так что когда появился социальный заказ на «заботу о населении», на иноземных пивоварах оказалось легко отыграться.
В результате, несколько лет назад были повышены акцизы, что остановило рост рынка пива, а в дальнейшем активно поспособствовало его падению. Пивовары несли убытки, часть модернизированных или даже вновь построенных иностранными инвесторами заводов пришлось закрыть, рабочих уволить, а оборудование продать. Пострадали и смежные производства – поставщики сырья и упаковки.
По данным Союза российских пивоваров, даже в жарком 2010 году производство пива сократилось более чем на 5%! При этом доля пива в структуре потребления, в пересчете на чистый спирт, сократилась до 26,1% при увеличении доли крепкого алкоголя. В 2011 году рынок продолжил свое падение: согласно данным Росстата, за год производство пива в России сократилось еще на 3,4%. Основное влияние на динамику цен оказали рост стоимости сырья и отложенный эффект повышения акцизов. Производство солода в России сократилось на 4,3% до 955 300 тонн.
Любящий цивилизацию и закон президент Дмитрий Медведев возглавляет крестовый поход против пива, придавая напитку с помощью верного господина Онищенко прямо-таки макабрические черты. Речь, оказывается, идет о «спаивании нации» и «пивном детском алкоголизме». Если следовать этой логике, весь живущий к западу от нас «золотой миллиард», где потребление пива на душу населения десятилетиями превышало российское, уже много лет как спился, и теперь, вероятно, живет лишь на подачки от более трезвого восточного соседа. Увы, пока такой картины не наблюдается.
Вместо того, чтобы действительно заниматься просвещением и развитием культурного потребления, в том числе в барах, а не в скверах, власть идет дальше по пути ужесточений, предложив запретить продажу пива с вечера до утра и убрать его рекламу с глаз долой. Цивилизованный президент загоняет нас в почти что шариатские порядки, запрещая на пиво даже смотреть. Так и просятся аналогии с позднесоветским периодом, когда за пивом с водкой занимали очередь заранее, а если не хватало, бежали к таксистам или на «пьяный угол».
И вот уже Геннадий Онищенко предлагает принудительно лечить алкоголиков, как это практиковалось в Советском Союзе. Эта светлая мысль приходит ему в голову во время выступления на конгрессе церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы в храме Христа Спасителя. По мнению главного санитарного врача, даже работу губернаторов не плохо бы оценивать по количеству «выпивох» в подведомственном регионе.
Практика принятия российской властью нелогичных и часто не осознанных до конца решений имеет богатую и очень благодарную историю. С самыми маразматическими мерами можно познакомиться у Салтыкова-Щедрина, в «Истории одного города», где, как мы помним, законодательная деятельность градоначальников сводилась то к повсеместному введению горчицы и лаврового листа, то к насаждению военщины, то к печати ассигнаций в таком количестве, что даже куры не клевали.
История с отменой зимнего времени, повергшая в печаль и депрессию половину России, как и гонения на пивоваров, которые, в общем-то, ничего плохого стране не сделали, смотрятся красочными главами в повести о салтыковских глуповцах. С каждым новым законом наша власть будто бы стремится обречь жителей на новые страдания и несчастья. А каждый новый градоначальник вроде бы и отменяет действия предшественника, но затем тут же придумывает еще более идиотические и страшные наказания.
Соседняя Европа пьет гораздо больше пива, водит при этом автомобили, и никого там в вытрезвители идти не понуждают. А Геннадий Онищенко с его очередной инициативой выглядит аккурат Угрюм-Бурчеевым, который насаждал шагистику, пытался совладать с рекой, а на месте Глупова повелел построить Непреклонск.
Неужели остается только надеяться, что все это лишь часть большого плана? Что вот придет на смену «западнику» Медведеву «отец-славянофил» Путин, да и отменит все эти глупости? Снова можно будет пить пиво, спать лишний час осенью и не сильно переживать по поводу четырехчасового джетлага в Лондоне? Кстати, не так давно на встрече с футбольными фанатами премьер обещал вернуться к вопросу снятия запрета на распитие пива на матчах – предложение, которое главный санитарный врач назвал кощунством и святотатством.