Фото: Reuters/Denis Sinyakov
Митинг на Пушкинской площади отличался по атмосфере от предыдущих митингов на Болотной площади и на проспекте Сахарова. Самодельные плакаты были, но выражать свою индивидуальность казалось не столь важным, люди охотно всей толпой кричали одинаковые лозунги, зато были представители проклемлеских движений, в предыдущую ночь митинговавшие за Путина на Манежной площади, а теперь освистывавшие выступления оппозиции. Лица митинга серьезны, улыбок меньше, со сцены неслись призывы уже не за честные выборы, но против Путина.
Площадь была полностью оцеплена ОМОНом, над ней кружил вертолет, мигавший красным в сумерках. Люди стояли плотно друг к другу. Несмотря на серьезный настрой митинга, доброжелательность никуда не делась: всех желающих подсаживали на парапет сквера перед кинотеатром «Россия». Другие толпились по обе стороны сквера, заполняя проезжую часть. Выступил Михаил Прохоров, сказавший, что будет строить Россию без страха, но с чувством достоинства, и создавать новую партию. Лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов сказал, что «не уйдет отсюда, пока не уйдет Путин. Это не прямой призыв к действию, но надеюсь, что вы последуете моему примеру».
Вскоре после этого призыва выступил оппозиционный политик Алексей Навальный, которого толпа просила выступать два раза, второй – «на бис». Навальный говорил о жуликах, ворах и честных выборах. «Власти думают, что митинги перестанут быть мирными, люди уйдут – но мы не уйдем!», – убежденно говорил он. После окончания митинга, к удивлению многих, его организаторы призвали не идти на Кремль, но оставаться на месте и проявлять гражданское несогласие с итогами выборов прямо на Пушкинской. Самыми активными участниками акций гражданского неповиновения стали Алексей Навальный, Илья Яшин и Сергей Удальцов. После митинга они расположились в фонтане на Пушкинской площади.
В фонтане
– Глупый вопрос – почему в фонтане, – смеется Илья Яшин, – Это же центр площади.
Действительно, после призыва Сергея Удальцова остаться на площади, он сам и некоторые другие лидеры оппозиции решили ждать рассвета в фонтане посреди места проведения митинга. Бортики фонтана доходят до пояса, на дне скользко, в него не так просто проникнуть, но так же нелегко и вынуть активистов из него. Ни палаток, ни термосов, ни еды у них нет.
– Нам не холодно, нам жарко, – замечает Алексей Навальный, – Будем стоять тут, пока вот он не разгонит, – говорит он, указывая пальцем на одного из корреспондентов независимых изданий. Корреспонденты тем временем увлеченно снимают стоящих в фонтане людей, стоя чуть выше. Сцена митинга и вовсе превратилась в неформальный пресс-зал: ОМОН не обращает внимания, а фотографировать удобно. Тем временем, оппозиционеры в фонтане начинают встречу с депутатом Госдумы Ильей Пономаревым. Именно так они определяют формат своей акции: бессрочная встреча с депутатом на улице, что вполне законно. Пономарев подходит, присаживается у фонтана и говорит о честных выборах.
– Это спонтанно, просто откликнулся на запрос избирателей поговорить о судьбах России, – говорит корреспонденту Илья Пономарев.
В это время на площади осталось около 1500 человек, задержавшихся после митинга. Они скандируют «Россия без Путина» и «За честные выборы». Неподалеку от сквера кто-то все-таки умудрился поставить палатку. В это время на площадь все пребывает ОМОН: черные каски заполонили площадь и рассредоточены по ее периметру.
Черные каски
Штурм площади ОМОНом происходит в несколько этапов. Сначала сорок минут полиция твердила в мегафоны требование разойтись, после чего ОМОН в касках начал смыкать кольцо около фонтана.
– Дайте Пономареву мегафон, дайте ему мегафон, – кричит общественный деятель Алена Попова.
Через несколько часов полиция сломает ей руку, но пока Илья Пономарев объясняет, что у него на Пушкинской площади проходит мирная встреча с избирателями. Оппозиционеры стоят друг к другу плотно, некоторые взялись за руки. Первый натиск ОМОНа был беспорядочен и привел лишь к тому, что толпа оказалась рассечена на несколько частей: кто-то – внутри фонтана, кто-то – снаружи, кто-то и вовсе вышел за оцепление. Теперь все внимание людей и журналистов – к людям в черных касках: они смыкают оцепление и начинают выдавливать людей с площади. Многие участники митинга были не готовы к такому развитию событий и начали метаться между ОМОНом и выходами с площади. Стражи порядка не церемонились: на глазах корреспондента пожилого мужчину лет 60 ОМОНовец грубо отшвырнул в сторону. Мужчина упал затылком на бордюр и застонал, после чего долго не поднимался. Журналисты проводили его к машине скорой помощи. В это время ОМОН пошел на второй штурм площади: начались аресты активистов в фонтане, в это же время бойцы, сомкнув ряды, двинулись вперед, чтобы заставить оппозиционеров и журналистов отступить. Неформальный пресс-центр на сцене был ликвидирован в считанные минуты силами того же ОМОНа.
За дальнейшими событиями было удобно наблюдать с высоты 2 этажа из кафе 123. ОМОН все заполнял площадь. Одними из первых арестовали Сергея Удальцова, Илью Яшина и Алексея Навального. Каждого из задержанных к автозаку сопровождала толпа стражей законности в камуфляже. Площадь освободили от оппозиции за какие-нибудь четверть часа: оппозиционеры были погружены в автозаки, а активисты, не представляющие интереса для ОМОНа, – выгнаны на проезжую часть. Справедливости ради стоит отметить, что полиция перекрыла Страстной бульвар во избежание ДТП.
– А мы придем еще, – комментирует происходящее молодой светловолосый человек, стоящий рядом в кафе, – не страшно. Плохо, что лидеров мало. Только Навальный… Ну и Ройзман, но его тут не было.
– Мне кажется, это все провокация была, только не пойму, зачем, – говорит его друг.
– Придем еще, хотя забрали не лидеров. Кто лидер – не знаю, – резюмирует третий, представляющийся однокурсником Ильи Яшина.