Глава компании DataWind Сунит Сингх Тули.
Пока остальной мир следит за презентацией нового iPad 3, в Индии разворачивается своя война планшетников. Местные компьютерщики один за другим предлагают недорогие «таблетки» в расчете на молодую и небогатую аудиторию. В конце прошлого года компания DataWind торжественно представила здесь планшетник Aakash («Небо»), который объявили «самым дешевым в мире». Правительство Индии уже заказало 100 000 таких устройств для школ и колледжей по цене примерно $35 за штуку. В розницу Aakash начинает продаваться по $50.
Другие производители тоже стараются не отстать. В этом году состоялась презентация планшетника BSNL PentaIS701R за $66. А к концу марта ожидается появление несколько более дорогого, но и более мощного планшета ATabin примерно за $100. О причинах индийского бума недорогих «таблеток» и перспективах компьютерного рынка в интервью Slon рассуждает производитель «первого» дешевого планшетника Aakash, глава компании DataWind Сунит Сингх Тули.
– Регион охватил бум дешевых планшетов, почему?
– Если вы посмотрите на индийский рынок, и даже на рынок всего развивающегося мира, то увидите, что лишь 3–5% населения регулярно пользуются интернетом. По официальным данным, в Индии, население которой 1,2 миллиарда человек, всего 100 миллионов пользуется интернетом чаще, чем раз в месяц. А каждый день в сеть выходят всего 49 миллионов.
При этом почти 900 миллионов индийцев пользуются мобильными телефонами. Возникает вопрос: почему только мобильными, а не интернетом? Ответ: для этих людей нужны другие устройства – те, которые предоставляют только основные функции, базовые программы, и подходят по цене для большинства населения.
– То есть, для небогатых стран требуются отдельные устройства?
– Требуются устройства, которые дадут возможность небогатому человеку стать пользователем всемирной сети. Если устройство не столь мощно, как iPad, это не значит, что оно не может быть полезным. Взгляните на ту же индустрию мобильных телефонов: в Индии у нас есть мобильники и за $20, и за $800. И это разнообразие позволило производителям захватить весь рынок.
– Другими словами, будущее компьютерного рынка, во всяком случае, в развивающихся странах, – это недорогие «таблетки»?
– Стив Джобс переориентировал компьютерные технологии с производителей на потребителей. А производители недорогих планшетов могут донести эти технологии до еще трех миллиардов человек по всему миру, которые не могут позволить себе устройства от Джобса.
По нашим оценкам, в перспективе в Индии могут ежегодно продаваться до шести миллионов планшетов в год. Сейчас в стране в год продается примерно 10 миллионов компьютеров, а значит 60% рынка будут занимать уже не стационарные компьютеры или ноутбуки, а планшеты. Недорогие и простые в обращении массовые устройства.
– И вы собираетесь захватывать индийский рынок?
– Захватить индийский рынок очень трудно, для этого он слишком большой. В перспективе стране потребуется один комплект для каждого студента. А Индия – большая и молодая страна, в ней одних только студентов вузов – около 80 миллионов человек. Большинство из них небогаты, поэтому перспективы для недорогих планшетных компьютеров в Индии огромны.
К тому же, индийский рынок активно развивается. 30 лет назад мой отец уехал за границу – в Канаду, потому что видел перспективу на Западе. Там мы создавали нашу компанию. Но сегодня я вернулся обратно в Индию, потому что вижу лучшую перспективу здесь.
Однако мы готовы предлагать Aakash и в других развивающихся странах, и вообще по всему миру. Даже в России. В Европе самая продвинутая версия, оборудованная связью 3G и емкостным дисплеем, могла бы стоить от $79 до $99 – в зависимости от налогов и прочих внешних факторов.
– Индийская пресса обвиняет вашу компанию в том, что этот планшетник не на 100% индийский. Вы знаете об этом? Насколько справедливы эти обвинения?
– Конечно, знаю. Но при разработке Aakash нашей главной целью было сделать надежный, но дешевый продукт. Наша компания сама производит материнскую плату и жидкокристаллический дисплей. Затем мы выбираем недорогие компоненты, которые производят другие. Разработку устройства мы вели в нашем офисе в Канаде, а производство развернуто в Индии.
Но если вас интересует статистика, то скажу, что 16% элементов для сборки Aakash мы закупаем непосредственно в Индии, 39% поступает из Южной Кореи, 24% – из Китая, еще 16% – из США. Оставшуюся часть мы покупаем в разных странах мира – то, что подходит под нашу концепцию. Но производство материнских плат и сборку мы осуществляем здесь, в Индии.