Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

На днях Президент всё-таки решился начать контролировать не только доходы, но и расходы чиновников и даже пообещал конфисковать незаконно нажитое чиновниками имущество.

Однако за грозными словами последовал очень слабенький законопроект. Причем порядок конфискации пока вообще не опубликован, так что остановимся на проверке расходов.

Начнем с того, что никакой прямой обязанности рассказывать про расходы у должностных лиц не появится. Вместо этого вводится система с огромными дырками, которая вряд ли станет серьезным препятствием незаконному обогащению.

Во-первых, согласно опубликованному законопроекту, данные о расходах необходимо предоставить только по требованию руководителя или лица, который уполномочен вести контроль расходов. То есть никакой обязательной декларации даже крупных расходов не вводится.

Во-вторых, сведения у вас могут запросить только в отношении сделки по приобретению земли, недвижимости, транспортных средств или ценных бумаг на сумму, превышающую общий доход семьи по основному месту работы за три года. То есть, если я каждый день приобретаю ценные бумаги, которые стоят, как зарплата семьи за два года, – никто меня даже и не спросит. Или если я приобретаю драгоценные металлы на сумму, в десятки раз превышающую семейный доход, это тоже не может стать предметом проверки.

В-третьих, остается очень слабая ответственность за сокрытие данных в декларации. Сейчас в законодательстве за это предусмотрено лишь «увольнение в связи с утратой доверия». Вот яркий пример из нашей современной реальности:

В результате прокурорской проверки уволен заместитель руководителя территориального управления Росимущества в Краснодарском крае. Был выявлен факт сокрытия объектов недвижимости, а также доходов в размере более 10 миллионов рублей. Как вы думаете, долго ли этот чиновник плакал по поводу увольнения?

Список проблем законопроекта тремя вышеперечисленными, конечно, не исчерпывается. Но этих пунктов уже более чем достаточно, чтобы понять, что под видом грозного «декларирования расходов» вводится слабенький механизм проверки для самых наглых должностных лиц. И закон по-своему элегантен, он позволяет бороться с конкретными чиновниками, не внося особенных изменений в коррупционную систему.

Чтобы препятствовать незаконному обогащению, надо четко контролировать три элемента: сбережения, доходы и расходы. И если последние превышают сумму первых двух – то это уже повод для проверки происхождения данного имущества. Это ведь довольно простая идея контроля, и если бы авторы законопроекта всерьез хотели контролировать, она непременно пришла бы им в голову. Но раз не пришла, я поясню:

Во-первых, надо ввести обязанность декларировать все крупные сбережения вне зависимости от того, в какой форме они хранятся. Сейчас должностные лица указывают лишь ценные бумаги, долговые расписки и банковские счета. Наличное имущество, драгоценные металлы или объекты искусства нигде не указываются. В итоге, мы даже не можем точно узнать, с какими сбережениями человек приходит на государственную службу.

Во-вторых, надо разобраться с доходами. Все доходы, помимо зарплаты с основного места работы, должны тщательно проверяться на законность их происхождения, а так же на возможный конфликт интересов.

В-третьих, надо обязать должностных лиц указывать все крупные покупки. Например, все сделки, сумма которых превышает ежемесячную зарплату или даже ее половину. При этом надо также ввести запрет на умышленное дробление сделок. Если сумма задекларированных сделок превышает сумму сбережений и доходов, то необходимо автоматически начинать проверку источников средств.

В-четвертых необходимо ввести необходимость доказывания законности происхождения имущества, которое не было указано в декларации. Иначе сокрытие имущества станет оптимальной стратегией для всех должностных лиц.

Но самым главным пунктом на повестке дня остается вопрос, кто будет проверять эти декларации и насколько публичными будут эти проверки.

Сейчас декларации проверяют специальные комиссии на местах, что, в условиях нашей системной коррупции, вряд ли может быть эффективной мерой. Многие эксперты давно предлагают учесть международный опыт и создать независимый орган для проверки декларации (или передать эти полномочия Счетной палате). Критики возражают, что в России слишком много чиновников и прочих должностных лиц и ни один централизованный орган не справится с таким потоком данных.

Частичным решением проблемы является автоматическая обработка данных, принятая во многих развитых странах.

Еще один путь решения проблемы – выделить должности с высокими коррупционными рисками в отдельную категорию и создать независимый орган для проверки только этих деклараций. Для этой категории также необходимо ввести более высокую степень раскрытия информации (публиковать все сбережения, крупные расходы), что усилит возможности общественного контроля. Общественный контроль – это как раз тот инструмент, который снижает роль проверяющего, ибо проверяющими становятся все граждане, которые могут изучить декларации и задать свои вопросы.

Вряд ли нам удастся серьезно улучшить предложенный законопроект. Но еще не так давно у должностных лиц вообще не было обязанности предоставлять сведения о доходах и имуществе, а еще год назад трудно было представить, что в нашем законодательстве появится конфискация имущества, законность происхождения которого чиновник не может доказать.