Bank of America Merrill Lynch вроде как собирается открыть банковский бизнес в России. Во всяком случае глава российского офиса Константин Корищенкосказал следующее: «Мы собираемся в России развивать банковское направление, для этого у нас есть необходимое помещение». Речь идет об универсальной банковской лицензии. Учитывая неудачные гастроли целого ряда иностранных банков в России, Slon с помощью ведущего эксперта «Центра развития» «Высшей школы экономики» Дмитрия Мирошниченко составил список традиционных ошибок, совершаемых иностранными банками в нашей стране. Главным образом, они взяты из хрестоматийного примера – неудавшейся попытки выхода на российский рынок британского Barclay's. Как пишет Дмитрий Мирошниченко, менеджмент Barclay's умудрился совершить практически все ошибки, которые только был способен совершить, и предлагает включать его историю выхода на российский рынок в учебники в раздел о том, как не надо вести бизнес вообще нигде. Итак, чего не надо делать иностранному банку в России. Опасаться готовых банков Эту ошибку совершают почти все иностранцы, решившие открыть бизнес в России, полагая, что купить готовый банк лучше, чем строить его с нуля. Так же поступил и Barclay's, приобретя «Экспобанк». Этот банк до поры до времени был кэптивным, ориентированным на обслуживание интересов владельцев. Однако в марте 2006 года его активы начали резко расти и продолжали свой рост вплоть до момента продажи. Этот процесс лучше всего иллюстрирует пример с цыганом, продающим лошадь на рынке: как известно, лошадь надули через известное отверстие, чтобы превратить худую клячу в прекрасную кобылу. Ровно по законам «цыганской лошади» сдулся и «Экспобанк» сразу после сделки. Держаться подальше от банковских групп Иностранцам лучше избегать покупок входящих в группы кредитных учреждений. Вот что произошло с «Экспобанком». Перед продажей владельцы выдали банку субординированный кредит на $30 млн, тем самым накачав капитал второго уровня. Кроме того, осенью 2006 года клиенты с какой-то стати начали активно нести свои средства в этот банк. «Вообще, наличие так называемых банковских групп можно признать одной из главных структурных проблем российской банковской системы, – написал Дмитрий Мирошниченко в марте 2011 года. – И связано это с тем, что возникает ситуация, когда фактически единый банк оказывается как бы раздроблен на несколько балансов. В результате у собственников таких групп появляются огромные возможности для одновременной азартной игры с контрагентами «с нескольких рук» путем маскировки практически любых операций за счет разведения по балансам разных банков всевозможных фиктивных сделок». Иными словами, покупатель банка из группы просто не видит, что именно он покупает. Думать, кого нанимаешь Иностранные банки никому в России не доверяют, но при этом нанимают персонал по объявлению – если в анкете есть указание на работу в иностранном банке, кандидат автоматически считается подходящим. «При этом на тот факт, что проект, в котором работал кандидат, был провальным, никто внимания не обращает, – говорит Дмитрий Мирошниченко. – В итоге одни и те же люди ходят по кругу – из одного иностранного банка в другой». А иностранные банки друг за другом наступают на одни и те же грабли. Россия – это не экскурсия Иностранные банки смотрят на Россию, как на периферию. И это часто стоит им бизнеса. Во-первых, они начинают менять кураторов в головном банке, перекидывая проект от одного к другому, что происходило у Barclay's. Во-вторых, отправляют сюда менеджеров, как в ссылку или как на пенсию – ни в первом, ни во втором случае об эффективной работе говорить не приходится. Некоторые вообще делают все спустя рукава, как голландский Rabobank, который просто «купил себе двухлетний экскурсионный тур в Россию»: «Если обратиться к балансу ЗАО «Рабобанк», то окажется, что он прост до безобразия: привлеченные средства отсутствуют вовсе, а фактически единственной активной операцией, которую банк успел провести за время своего существования, была выдача долгосрочного кредита банку-нерезиденту (по состоянию на 1 февраля остаток по соответствующему счету составлял 1,26 млрд руб.), на что были израсходованы практически все средства акционера, вложенные в уставный капитал (1,3 млрд руб.)», – пишет Дмитрий Мирошниченко. Выбирать время Очевидно, что лучше не выходить на рынок перед кризисом. Но это проще сказать, чем сделать. Тем не менее, кризис можно использовать как оправдание перед акционерами и инвесторами. «Одной из причин фиаско Barclays совершенно справедливо называется крайне неудачное время для выхода на российский рынок – как раз накануне кризиса, а точнее, в момент резкого торможения российской экономики, пришедшегося на конец 2007 – начало 2008 года, – пишет Дмитрий Мирошниченко. – Это объяснение настолько очевидно, что можно поддаться соблазну на нем и остановиться». Это действительно подходящее объяснение, но не исчерпывающее, как было показано выше.