Фото: Олег Булдаков/ИТАР-ТАСС
Попасть внутрь телецентра «Останкино» в воскресенье днем было нелегко: ступеньки перед входом завалены зелеными яблоками, изрисованными маркерами всех цветов. «НТВ лжет», «НТВ: нашисты тебе верят», «НТВоняет», – гласят надписи на яблоках. Рядом – груда траурных венков и белых гвоздик, их возлагают люди «на могилу честного телевидения». Повсюду – белые стикеры «НТВ лжет» и пачки печенья «Юбилейное».
Около тысячи человек с белыми лентами продолжает возлагать к «Останкино» все новый реквизит, который, по словам участников акции, пригодится НТВ в дальнейшей работе. На дереве, расположенном рядом со входом в телецентр, висит несколько тысяч рублей, которые вешают люди с белыми лентами в знак протеста против фильма «Анатомия протеста», который НТВ показал в конце прошлой недели. В фильме, в частности, говорилось, что участников протестных акций собирают на них не по зову сердца, а за деньги «и за печеньки», что объясняет появление на ступенях «Останкино» пачек «Юбилейного».
«Мы здесь гуляем!», «Позор НТВ», – скандируют собравшиеся в ответ на требования ОМОНа то «отойти с проезжей части», то «разойтись, так как акция не согласована с исполнительной властью». Периодически ОМОН заходит в толпу, хаотично извлекая оттуда участников акции – тех, кто молчит, тех, кто что-то говорит, людей с фотоаппаратами и даже некоторых журналистов. Один из задержанных спотыкается по пути в автозак и падает, ОМОН грубо пинает его и уносит. Лидера «Левого фронта» Сергея Удальцова и сопредседателя незарегистрированной партии «ПАРНАС» Бориса Немцова задержали в первые полчаса после начала акции. Депутат Госдумы Дмитрий Гудков говорит журналистам, что пытается остановить задержания, и требует появления начальника ГУВД по Северо-Восточному округу. Гудкову удастся поговорить с его заместителем, представительным усатым мужчиной в шапке-папахе, однако толпа не согласится уйти к Останкинскому пруду, что предложит усатый мужчина, а тот не согласится выпустить задержанных, чего потребуют участники акции в обмен на уход от «Останкино».
В стороне корреспондент НТВ подвергается допросу со стороны протестующих и говорит, что не видел фильм, и пытается сделать репортаж для «нормальной программы «Центральное телевидение».
– Уволиться не хотите? – вопрошают участники акции и коллеги.
– Я не видел фильм, я не могу за весь телеканал тут отвечать, – говорит корреспондент НТВ.
– А уволиться? – продолжают спрашивать журналисты и протестующие.
– Ну я не понимаю, зачем увольняться, это же просто отдельный фильм, который я не видел, – отчаянно объясняется НТВ.
Из окон здания «Останкино» высовываются телекамеры, хотя других федеральных телеканалов нет. Над толпой постоянно разносится гудение проезжающих машин, таким образом выражающих поддержку протестующим, а пассажиры монорельсовой дороги машут участникам акции из вагона легкого метро.
Раз в четверть часа ОМОН смыкает цепь около входа в телецентр и пытается выдавить с площадки перед ним протестующих, которые бегут назад, а потом возвращаются на исходные позиции.
Это напоминает акции оппозиции на Триумфальной площади по 31 числам до декабря 20 года. Как правило, на них выходило от нескольких сотен до тысячи протестующих, в основном – активисты оппозиционных движений. ОМОН заранее перекрывал площадь, задерживал наиболее активных участников мероприятия. И все-таки это не Триумфальная, хотя и не многотысячный митинг на Болотной. Во-первых, потому что большинство протестующих не являются активистами протестных движений. Многие одеты в недешевые пальто и куртки и плохо понимают, как себя вести, когда их задерживают. В результате ОМОН ведет себя неожиданно жестко, в толпе постоянно раздается женский крик, а молодые люди в длинных пальто и с портфелями недоуменно идут к автозаку, не понимая, почему с ними обращаются так грубо.
Абсолютное большинство из них не принимало участия в митингах в защиту НТВ более чем 10-летней давности – их ностальгически вспоминает немногочисленное старшее поколение протестующих. Большинство из них заинтересовалось политикой после событий на думских выборах и митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова. Но они не боятся и обещают прийти еще. На вопрос, что они скажут на работе, если их арестуют на несколько суток, менеджеры среднего звена не смущаются и обиженно отвечают, что возьмут отгул, а шеф сочувствует оппозиции. В некоторых рекламных агентствах вообще рассылают правила поведения на митинге и при задержании по корпоративной почте, рассказывают протестующие. Во-вторых, митинги на Триумфальной проходили мрачно, без пачек «Юбилейного» и без забавных историй, происходивших на акции у Останкино каждые пять минут.
Допрос корреспондента НТВ, молодые люди – студенты школы телевидения «Останкино», удирающие от журналистов, потому что им «страшно», а потом в стороне рассказывающих, что они верят, что по НТВ показали правду. «Потому что моя подруга ходила на митинг на Манежную площадь в ночь выборов. Ей за это заплатили. Да, митинг был за Путина, но значит, платят на всех митингах», – рассказывает корреспонденту девушка, мечтающая работать на MTV.
В-третьих, акции на Триумфальной заканчивались тем, что ОМОН выдавливал протестующих за пределы площадки у метро «Маяковская», после чего все расходились по домам. Через несколько часов после начала акции у «Останкино» пятачок перед зданием телецентра начала покидать полиция, прекратив задержания. Люди оставались у здания телецентра допоздна.
Наконец, сотрудники ОМОН, общаясь с журналистами, впервые начали произносить слово «блогер».
– Сложно блогера отличить от журналиста, – жаловались сотрудники ОМОН корреспонденту. Стоявшие поодаль от телецентра полицейские жаловались на работу без выходных из-за митингов и невозможность пообедать.