На прошлой неделе стало известно, что один из лидеров российского e-commerce, онлайн трэвел-агентство Anywayanyday.com планирует провести первичное размещение акций в ближайшие два-три года. Решение о точном времени для IPO акционеры обещают принять в конце 2012 года, после подведения финансовых итогов, что кажется некоторым кокетством – как минимум, по выручке сегодня Anywayanyday.com чувствует себя сильнее, чем кто-либо когда-либо на российском рынке онлайн-туризма. По версии Forbes, в 2011 году компания заняла 4-е место в списке 30 крупнейших игроков рунета, уступив по выручке лишь Яндексу, Mail.ru и «Утконосу», и немного обогнав старожилов электронной коммерции и главных конкурентов – Ozon.ru

В том, что онлайн-тревел – одна из самых перспективных точек приложения усилий в российском интернете, сегодня не сомневается никто. Рынок России и СНГ растет колоссальными темпами. Доля билетов, продающихся через интернет, по сравнению с западными странами у нас невелика (1,8 до 4 % по разным оценкам) – потенциал для роста огромен. 

Еще одна особенность России – высокая относительно западных стран сумма среднего чека – более 350$. Она обусловлена не только тем, что авиаперевозки из России и по России дороже, чем на Западе, но также и тем, что мы спонтаннее планируем путешествия. Например, пик продаж билетов на новогодние праздники в 2011 году пришелся на ноябрь, когда для американцев купить билет на Новый год в сентябре – это уже поздно.

Кроме того, наш рынок локален: в Россию пока не пришел ни один из мировых лидеров – например, Expedia или Orbitz с их большими маркетинговыми бюджетами. Западные гиганты медленно принимают решения, и Россия для них высокорисковый рынок, что Anywayanyday, безусловно, на руку. 

Перспективность рынка понятна, и количество онлайн трэвел-агентств в рунете стремительно растет (по нашей оценке, 30% в год), но изменить уклад и потеснить лидеров пока никому не удалось. Каждый год появляются десятки проектов, но их общая проблема в том, что они абсолютно ничем друг от друга не отличаются. Единственное, за счет чего они могут конкурировать – цена, которая, скажем, будет на 5 рублей дешевле, чем у рыночных соперников. В результате рынок сильно демпингуется, стартапы на нем в лучшем случае работают в 0, и через год, когда заканчиваются инвестиции, умирают.

Таким образом, как раз сейчас идея об IPO Anywayanyday кажется наиболее своевременной. И хотя ни одна из компаний, работающих на территории России в сфере туризма, на IPO не выходила, у Anywayanyday для этого достаточно предпосылок.

Запустившись в 2007 году на базе системы онлайн-бронирования Avantix.ru, за три года компания смогла построить самый сильный трэвел-бренд в рунете и прочно привязать к себе аудиторию. А это не шутка, учитывая, что авиабилеты – один из самых дорогих и востребованных товаров в интернете: около 40% денег, которые россияне тратят онлайн, приходится именно на авиабилеты. 

Anywayanyday, кажется, первым из онлайн-операторов понял, что дизайн сервиса не менее важен, чем цены на авиабилеты и инвентарь, и первым попытался сделать поиск авиабилетов чем-то простым и приятным. Сконцентрировавшись на дизайне и продуманности сайта для пользователей, команда Anywayanyday смогла создать принципиально новое интернет-пространство, тем самым умело отстроивших от всех конкурентов, предлагавших аналогичные услуги на тот момент – Ozon.travel, Pososhok.ru и другие. Anywayanyday смог предвосхитить время по бизнес-модели: не самый дешевый, но удобный и клиентоориентированный – такой сервис стал наиболее востребован аудиторией, покупающей билеты онлайн и постепенно привыкающей доверять агентствам. За несколько лет Anywayanyday завоевал значительную долю рынка, сумел сохранить ее и качественно монетизировать аудиторию.

Впрочем, есть у Anywayanyday и очевидные проблемы, решать которые необходимо уже в этом году. Первая из них – отсутствие каких-либо серьезных изменений, эволюции в продукте. В момент, когда сервис запускался, он предвосхищал рынок и ожидания пользователей. Сегодня Anywayanyday – стандарт рынка, но для сохранения лидерства этого уже мало. В то же время, последние большие продуктовые шаги компании, например, выпуск мобильного приложения, показывают, что у команды есть явная проблема с реализацией абсолютно новых вещей и с визионерством. 

Вторая проблема – ценовая конкуренция со стороны стартапов. Cейчас на рынке есть две лиги. Первая – лига больших агентств (Anywayanyday, Ozon, Agent.ru), вторая – лига стартапов (Onetwotrip, Eviterra и другие). Большим агентствам нужно наращивать свою маржинальность, повышая цены на билеты, маленькие же агентства стремятся повышать свои продажи. Повышать продажи довольно просто на первом этапе: устанавливаешь самые низкие цены, работаешь в минус или в ноль и живешь какое-то время на инвестиции. Повышать маржинальность достаточно сложно. Многие пользователи сегодня ищут билеты с помощью поисковиков, таких как наш «Рамблер-Авиа», который находит лучшие цены и даты на билеты сразу у нескольких игроков рынка и предлагает пользователям выбрать, у кого покупать билет. С учетом этого, увеличение стоимости билета приведет к тому, что часть аудитории начнет покупать билеты у мелких игроков. Поэтому большие агентства ведут себя крайне аккуратно с повышением комиссии на авиабилеты.

Выходом для игроков первой лиги может стать рост доходов за счет развития новых вертикалей – продуктовых предложений на своей площадке. Например, можно предлагать бронирование отелей, что и делает Anywayanyday. Комиссия здесь в 3–4 раза выше, чем от продажи авиабилетов. Но в России уже присутствуют мировые лидеры Booking.com и Hotels.com, а также развивается новый российский ресурс Ostrovok.ru, получивший большие инвестиции от американцев. На их фоне отельный проект Anywayanyday заметно проигрывает.

В целом, вопрос для инвесторов не очень простой. Да, Anywayanyday – лидер на рынке. Но сможет ли он конкурировать через несколько лет с большими мировыми игроками и амбициозными стартапами? Сервис очень давно не менялся по меркам интернета. Для того, чтобы оставаться лидером, нужно оставаться инноваторами и инвестировать большие деньги в собственный продукт. Если фокус останется на продукте, все будет хорошо, если нет – они останутся агентом, продающим билеты в интернете. Еще одним сервисом в ряду многих. Что для Anywayanyday равносильно поражению.