Пару недель назад швейцарцы проголосовали против продления обязательного отпуска до 6 недель в году, доказав, что при должном умении даже референдум можно превратить в инструмент борьбы с популизмом. Но такое умение есть далеко не у всех, и в остальных странах Европы референдумы продолжают использовать по их прямому назначению – всем миром одобряют вредоносные, но симпатичные законодательные инициативы.
Эстонцы далеки от тонкостей швейцарского рационализма, поэтому на завершившемся 25 марта референдуме в Таллине 75,5% проголосовали за то, чтобы сделать общественный транспорт в городе бесплатным. Правда, явка составила всего 20%, но эстонское законодательство не предусматривает в таких случаях никаких минимальных порогов, и начиная с 1 января 2013 года проезд в таллинских автобусах, трамваях и троллейбусах в полном соответствии с народной волей станет бесплатным.
Получается, три четверти общественно-активных жителей Таллина уверены, что какую-нибудь услугу можно сделать бесплатной, просто проголосовав за это всем городом. Удивительно, что они ограничились общественным транспортом и не отменили заодно, чтобы два раза не вставать, все коммунальные платежи. Еще можно проголосовать за бесплатную еду в супермаркетах, бесплатный бензин на заправках, бесплатные особняки на балтийском берегу. И завершить кампанию референдумом за то, чтобы в Эстонии было круглый год лето – это очень помогло бы развитию туризма.
Довольные городские власти, которые затеяли этот референдум, уже подсчитали, что нововведение позволит экономить средней таллинской семье из четырех человек около 600 евро в год. В реальности такая экономия возможна только в одном случае: если до референдума все деньги, собранные в качестве оплаты за проезд, сжигались, выбрасывались в море или еще как-нибудь уничтожались.
Иначе невозможно, потому что водители таллинских автобусов не станут работать бесплатно, а Евросоюз просто так не подарит Эстонии новые трамваи взамен износившихся старых. Деньги на финансирование системы общественного транспорта, которые раньше поступали в виде платы за билеты, все равно придется откуда-то брать. А кроме как с самих таллинцев, их взять больше не с кого.
Эстонцы любят называть себя скандинавами, но почему-то не заметили, что во всех настоящих скандинавских странах проезд на общественном транспорте стоит приличных денег. Потому что скандинавы понимают, что общество всеобщего благосостояния – это не бесплатные автобусы. Наоборот, бесплатные автобусы – это общество бездарного разбазаривания всеобщего благосостояния.
Деньги на содержания общественного транспорта с жителей все равно возьмут, не в виде билетов, так в виде повышения налогов. Только эффективность новой системы будет уже гораздо ниже. Потому что повышенный налог будет браться со всех без разбору, независимо от того, ездит человек на общественном транспорте или нет, и как часто он это делает.
В итоге, получается шведский стол на пароме Таллин-Стокгольм. Еда уже не лезет, но все равно надо идти за десертом, потому что уплачено. Отменив плату за билеты, таллинские власти уничтожили самый простой и эффективный стимул для горожан не создавать лишнюю нагрузку на транспортную систему без особой необходимости. Теперь надо им куда-то ехать на автобусе или не надо – неважно. Поехали кататься, все равно бесплатно. То есть нагрузка на таллинскую систему общественного транспорта вырастет, а значит вырастут и реальные расходы на ее содержание.
Городские власти отвечают, что рост нагрузки – это замечательно. Чем больше людей будет ездить на автобусах, тем меньше – в автомобилях. А ради победы над пробками и снижения вредных выбросов в атмосферу им не жалко потратиться на несколько дополнительных автобусов.
Но поверить в то, что бесплатные автобусы вдруг станут привлекательными для автомобилистов, очень трудно. Расходы на билеты были последним фактором, который мешал им пересесть с частного транспорта на общественный, если они вообще учитывали эту мелочь. В Таллине месячный проездной стоит 20 евро. А один литр 95-го бензина – 1,4 евро. Денежная экономия от поездок на автобусе и так настолько очевидна, что лишние 20 евро никакой роли уже не сыграют.
Скорее, все будет наоборот. Те, кто и раньше ездил на автобусах станут делать это несколько чаще. К ним добавятся бомжи и другие малоприятные субъекты, у которых раньше на покатушки просто не было денег. Уровень комфорта поездки в автобусе понизится, а значит еще больше людей захотят пересесть в чистый и просторный индивидуальный автомобиль.
Но главный рост городских расходов на общественный транспорт произойдет совсем не из-за любви самих таллинцев к халявным поездкам, и даже не из-за 259 000 евро, которые город потратил на организацию дурацкого референдума. А из-за приезжих. Раньше они свой проезд оплачивали сами, причем по самому высокому тарифу – покупая билеты на одну–две поездки. А теперь это за них сделают таллинцы из своих налогов.
Оказавшись в Стокгольме, я прокляну жлобский шведский социализм, но куплю за $5 час езды на общественном транспорте, потому что месячный проездной все равно не успеет окупиться. При этом я лишний раз подумаю, а стоит ли мне вообще создавать дополнительную нагрузку на местную инфраструктуру или лучше сэкономить, прогулявшись пешком. Зато в Таллине смогу кататься, сколько влезет – гостеприимные местные всё за меня оплатили.
За прошлый 2011 год в таллинских отелях остановилось около 1,5 млн человек. Еще почти 0,5 млн посетили город на круизных кораблях. В сумме 2 млн – в полтора раз больше, чем все население Эстонии. Кто-то из них вообще не пользовался городским общественным транспортом, а кто-то пользовался несколько раз, поэтому для простоты можно взять в среднем одну поездку на человека. В Таллине билет на одну поездку стоит один евро. Получается, город отказывается брать с туристов лишние 2 млн евро в год, а вместо этого берет их с местных.
Тем не менее, кое-то из жителей Таллина от новой меры все-таки выиграет. Это мэр города Эдгар Сависаар и его коллеги по «Центристской партии Эстонии». Они проиграли последние парламентские выборы либералам и не попали в эстонское правительство. Но теперь, осененные славой дарителей бесплатных автобусов и троллейбусов, обязательно победят.