Фото ИТАР-ТАСС/ Елена Пальм

Государственная дума готовится к принятию во втором чтении законопроекта о возвращении губернаторских выборов, и вовсю идет процесс обсуждения поправок к тексту, принятому 28 февраля в первом чтении в предельно общих формулировках (официально он, кстати, именуется «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

Как будут проходить выборы

Учитывая, что президентские выборы уже прошли, риска «позлить недовольных горожан» скандальными инициативами стало намного меньше, не удивительно, что публично озвучиваемые чиновниками инициативы становятся все одиознее и, если можно так выразиться, бесцеремоннее. Если одни члены Совета Федерации «по согласованию» с Министерством обороны готовят законопроекты, обязывающие граждан призывного возраста лично являться в военкоматы в двухнедельный срок после опубликования президентского указа о призыве на военную службу, и в случае уклонения сразу ведущие к привлечению граждан к уголовной ответственности, то чего же ждать от вопроса о механизмах формирования ключевого звена власти, в котором сама власть желает сохранить за собой максимально возможные способы вмешательства.

Так что, появления озвученных на круглом столе в Совете Федерации 26 марта идей об усилении т.н. «президентского фильтра» ожидать стоило: во внесенном в Госдуму законопроекте, как известно, первоначально высказанная премьер-министром в «горячей линии» идея о президентском фильтре превратилась в формально ни к чему не обязывающие партии механизмы консультаций с Президентом, порядок проведения которых определяется самим Президентом. Эта формулировка вызвала удивление экспертов и множество ехидных трактовок. Теперь же открыто предлагается предоставить Президенту право отклонять представленные партиями кандидатуры на посты губернаторов, и такие кандидаты, по мысли авторов поправок, в выборах участвовать не смогут. Одновременно, ограничивается круг партий, которые получают право выдвигать кандидатов в губернаторы. Теперь предполагается, что это будут не любые партии, как гласит первоначальный законопроект, а только партии, представленные в Госдуме и в региональном законодательном собрании. Высказывается идея еще и о партиях, «у которых есть депутаты как минимум в одной четверти муниципальных образований соответствующего региона», но эта идея на практике список получающих право выдвигать кандидатов в губернаторы партий не увеличит (сейчас нет ни одной такой партии ни в одном из регионов, чтобы она не была при этом представлена в законодательном собрании).

Не поздоровится и самовыдвиженцам. Первоначальный текст законопроекта по всем более конкретным позициям (количество подписей, необходимое для регистрации, порядок определения победителя выборов и т.д.) отсылал к законам субъектов Федерации. Теперь речь идет об установлении численных ограничений по числу подписей такого уровня, который саму регистрацию в порядке самовыдвижения сделает крайне затруднительной. Так предлагается, чтобы кандидаты собирали подписей чуть ли не в размере 5% от числа избирателей соответствующего региона. Для понимания: действующее федеральное законодательство не дает регионам права устанавливать необходимое для регистрации кандидатами в те или иные органы власти число подписей более чем в 2% от числа избирателей данной территории. При этом идеи установить для кандидатов в губернаторы столь абсурдные требования по сбору подписей находятся в явном смысловом противоречии с текстом и духом другого президентского законопроекта о снижении числа подписей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах всех уровней (в этом проекте для участия в выборах регионального и местного уровня устанавливается максимальный порог числа подписей в 0,5% от общей численности населения соответствующего избирательного округа).

Так что, пока невозможно сказать, в каком, в итоге, варианте законопроект все же станет законом. И, в любом случае, потребуется и правка рамочного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который задает общие для регионов рамки избирательных процедур. А предполагаемых изменений текста этого закона пока не опубликовано даже в проекте, хотя именно к данному закону отсылает законопроект о введении губернаторских выборов.

Понятно, что чиновники хотят максимально выхолостить содержание и смысл предстоящих губернаторских выборов, по сути, стараясь превратить их в референдум по заранее определенной кандидатуре, и, как им кажется, власти, еще более высшей, максимально услужить. И эта борьба за выхолащивание совершенно переходит грани разумности и не учитывает публичных последствий реализации предлагаемых ограничительных норм, если до их применения когда-либо дело дойдет. По сути, авторы поправок сознательно и бессознательно программируют ими появление новых скандалов и региональных политических кризисов. Напомню еще раз – прямое согласование кандидатов у Президента или еще более жесткая форма фильтра – это на самом деле попытка подставить Президента под личную ответственность за все наиболее спорные и скандальные решения о недопуске на выборы либо популярных, но «нежелательных» кандидатов, либо кандидатов от «нежелательных» партий. Верховная власть в стране всегда дистанцировалась от непопулярных и скандальных решений, перекладывая символическую ответственность за них на рядовых исполнителей, и знаменитый принцип «хороший царь – плохие бояре» всегда был для власти политическим громоотводом. Более изящных и не таких скандальных ловушек против нежелательных кандидатов в законодательстве (уже не говоря о практиках неформальных) итак достаточно, и зачем вводить такие грубые и скандальные механизмы остается не ясным. Либо это пример административного рвения за гранью разумности, либо сознательное доведение ситуации до абсурда по принципу «чем хуже, чем лучше».

Но, в любом случае, уже нет никаких сомнений, что даже в самом выхолощенном варианте со всеми возможными фильтрами и иными «страховочными механизмами» для власти закон о выборах губернаторов все же будет принят. Это означает, что даже если выборы будут процедурами, похожими скорее на референдум, губернаторам или кандидатам в губернаторы придется выходить на голосование граждан, что радикально меняет всю систему стимулов в их отношениях с населением и обществом, автоматически влияет на сам подход власти к процессу принятия решений и учета в этом процессе мнений избирателей. Ведь, даже при самых странных выборах у граждан все равно будут варианты голосовать против откровенно неприемлемых кандидатур, а значит и кадровый подбор в самом федеральном центре должен будет измениться.

Предстоящие выборы губернаторов уже создали в региональных элитах волну ожиданий и очевидное движение и оживление местной политической жизни. Уже обсуждаются и потенциальные кандидаты, проявляются амбиции, изучается общественное мнение, идут неформальные консультации. И с этой, уже возникшей волной общественных ожиданий, надежд и амбиций федеральная власть не сможет не считаться, и ее игнорирование чревато для нее не самыми приятными политическими последствиями.

По ряду регионов невооруженным взглядом, к примеру, заметно оживление отдельных депутатов Государственной думы, мэров городов, некоторых заместителей губернаторов. Есть и территории, где вполне вероятны интересные схватки губернаторов действующих и их уволенных предшественников, отношение населения к которым на фоне того, что происходило после них, в ряде случаев существенно потеплело.

Где и когда начнутся выборы

Когда же начнутся реальные выборы губернаторов, по-прежнему остается вопросом прогнозов и предположений, так как неясной остается дата, когда законопроект станет законом. И именно дата влияет нам судьбу конкретных регионов.

В настоящее время (и в прошлом, когда проходили выборы губернаторов населением) точкой отсчета при процедурах отбора кандидатов должен быть срок окончания полномочий губернатора – т.е. дня, когда губернатор принес присягу и начался отсчет его мандата (в регионах России он составляет сейчас 4 или 5 лет). По действующему законодательству процесс подбора кандидата в губернаторы стартует не позднее чем за 45 дней до истечения полномочий занимающего пост в настоящее время губернатора. Именно не позднее чем за 45 дней до истечения срока полномочий губернатора партия, имеющая право внести Президенту предложения по кандидатурам в губернаторы, должна провести с Президентом консультации, на основании которых не позднее чем за 40 дней до указанной даты официально вносит список кандидатов Президенту.

Сейчас законопроект о возвращении губернаторских выборов гласит, что они проводятся в соответствии с законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный закон устанавливает другие сроки. По нему очередные выборы регионального и местного уровня проводятся в так называемые «единые избирательные дни». Так, если предыдущие выборы состоялись в период с 1 ноября до 1 апреля, то в следующий раз они проводятся во второе воскресенье марта, если же эти выборы прошли с 1 апреля до 30 октября, то они проходят во второе воскресенье октября. Соответственно, по этому закону для проведения выборов в «единые избирательные дни» полномочия соответствующих органов власти сокращаются или продлеваются. В феврале-марте 2011 года были приняты поправки, разрешающие продлевать или сокращать не более чем на полгода сроки полномочий региональных парламентов, чтобы иметь возможность совмещать региональные и федеральные парламентские выборы, приходящиеся на разные годы (в том случае, если срок полномочий региональных депутатов заканчивается в течение полугода до или после выборов в Госдуму).

При этом на выборах региональных законодательных собраний решения о назначении выборов должны быть приняты не ранее чем за 100, и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования (сроки могут быть сокращены на одну треть в случае досрочных выборов). Таким образом, если такой же порядок будет касаться и выборов губернаторов и речь идет, к примеру, о выборах в октябре, то стартовать избирательные процедуры должны примерно в конце июня-начале июля.

Это означает, что если исходить из принципа «единого избирательного дня», то для проведения выборов в октябре новый закон должен быть принят и вступить в силу не позднее июня и более того, регион должен еще успеть принять собственный закон о выборах. Возможна и коллизия, когда, к примеру, закон принимают тогда, когда в том или ином регионе полномочия губернатора еще не истекли, но по действующему порядку уже началась процедура подбора партией кандидатов для внесения Президенту для наделения полномочиями. Если, к примеру, закон примут в июне, то по Бурятии и Ленинградской области, где полномочия глав регионов истекают в июле, к этому времени «Единая Россия» уже должна будет внести Президенту предложения по кандидатам в губернаторы. Соответствующие оговорки должны определить судьбу таких регионов, попадающих в «переходную» зону.

Вне единых избирательных дней могут проходить выборы в случае досрочного прекращения полномочий соответствующего органа власти (к примеру, из-за отставки мэра или роспуска совета), также вне единых избирательных дней проходят выборы Государственной думы и Президента РФ. Теоретически (хотя это и маловероятно) эта статья закона могла бы быть скорректирована, и по смыслу в нее было бы логично включить и губернаторов, исходя из того факта, что они приносили присягу и вступали в должность на строго оговоренный срок полномочий. Ведь при «наделении полномочиями» никакого продления или сокращения их полномочий не происходило.

Таким образом, при проведении выборов в «единый избирательный день» именно из-за того, что сейчас «точка отсчета» при назначениях – это 45 дней до дня истечения полномочий, и говорится о том, что наиболее вероятно, что первыми регионами, по которым могут быть проведены выборы губернаторов, могут стать Новгородская и Самарская области, где полномочия губернаторов истекают в августе (т.е. к моменту принятия закона, допустим, в июне процедура назначения по ним еще не успеет начаться). Тогда бы в компанию к ним попали бы также Костромская, Амурская и Брянская области. Если же допустить принятие оговорки про возможность проведения выборов губернаторов вне единых избирательных дней, то тогда под прямые выборы попали бы однозначно только регионы, где полномочия губернаторов оканчиваются не ранее чем через 100 дней после вступлении в силу закона.

Однако, в любом случае, если исходить из нынешней ситуации с предстоящими сроками окончания полномочий губернаторов (т.е. с учетом последних отставок, но без учета будущих возможных досрочных выборов и массовых «внеплановых» отставок) то на ближайшие два года число предстоящих выборов вряд ли будет большим. По имеющемуся пока графику пик прямых выборов должен прийтись на 2015 год.

Впрочем, с высокой долей вероятности и с учетом скорости изменений политической и экономической ситуации в стране, к этому времени порядок выборов губернаторов наверняка изменится по сравнению с тем, что сейчас предлагается. Это касается как возможного особого порядка для «национальных» регионов, так и иных перемен.

ПРИМЕРНЫЙ ГРАФИК ВЫБОРОВ, УСТАНОВЛЕННЫЙ НОВЫМ ЗАКОНОМ О ПРЯМЫХ ГУБЕРНАТОРСКИХ ВЫБОРАХ В КОНКРЕТНЫХ РЕГИОНАХ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ (ИСХОДЯ ИЗ ПЛАНОВОГО ОКОНЧАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ)

2012

Вероятно будут назначены по действующей системе «наделения полномочиями»:

1. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: май 2012

2. ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий*: май 2012

3. БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий*: июнь 2012

4. БУРЯТИЯ. Срок окончания полномочий*: июль 2012

5. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий*: июль 2012

Вероятно, будут избираться на прямых выборах:

1. НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: август 2012

2. САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: август 2012

3. АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: октябрь 2012

4. БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: октябрь 2012

5. КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: октябрь 2012

6. СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: декабрь 2012

7. ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: декабрь 2012

2013

1. ХАКАСИЯ. Срок окончания полномочий: январь 2013

2. МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: февраль 2013

3. РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: апрель 2013

4. ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: март 2013

5. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: март 2013

6. СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: май 2013

7. ХАБАРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: май 2013

8. ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ. Срок окончания полномочий: июль 2013

9. ИНГУШЕТИЯ. Срок окончания полномочий: октябрь 2013

10. СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: ноябрь 2013

2014

1. РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ. Срок окончания полномочий: январь 2014

2. КОМИ. Срок окончания полномочий: январь 2014

3. НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ. Срок окончания полномочий: февраль 2014

4. ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: февраль 2014

5. ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: февраль 2014

6. УДМУРТИЯ. Срок окончания полномочий*: февраль 2014

7. ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июнь 2014

8. ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: март 2014

9. МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: март 2014

10. АЛТАЙСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: август 2014

11. КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: Январь 2014

12. АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: декабрь 2014

13. КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: декабрь 2014

2015

1. МАРИЙ ЭЛ. Срок окончания полномочий: январь 2015

2. КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: февраль 2015

3. ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: февраль 2015

4. ДАГЕСТАН. Срок окончания полномочий: февраль 2015

5. ТАТАРСТАН. Срок окончания полномочий: март 2015

6. КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: март 2015

7. ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО – ЮГРА. Срок окончания полномочий: март 2015

8. ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО. Срок окончания полномочий: март 2015

9. КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: апрель 2015

10. ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: апрель 2015

11. ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: май 2015

12. ЯКУТИЯ (САХА). Срок окончания полномочий: июнь 2015

13. ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июнь 2015

14. СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ. Срок окончания полномочий: июнь 2015

15. ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июнь 2015

16. РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июнь 2015

17. БАШКОРТОСТАН. Срок окончания полномочий: июль 2015

18. КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июль 2015

19. КАРЕЛИЯ. Срок окончания полномочий: июль 2015

20. ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июль 2015

21. НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: август 2015

22. ЧУВАШИЯ. Срок окончания полномочий: август 2015

23. КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ. Срок окончания полномочий: сентябрь 2015

24. КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: сентябрь 2015

25. КАЛМЫКИЯ. Срок окончания полномочий: сентябрь 2015

26. НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: сентябрь 2015

27. МОСКВА. Срок окончания полномочий: октябрь 2015

28. МОРДОВИЯ. Срок окончания полномочий: ноябрь 2015

29. ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: ноябрь 2015

30. ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: декабрь 2015

31. ПЕРМСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: декабрь 2015 года

2016

1. КАМЧАТСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: март 2016

2. КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА. Срок окончания полномочий: март 2016

3. УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: апрель 2016

4. ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА. Срок окончания полномочий: апрель 2016

5. ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июль 2016

6. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Срок окончания полномочий: август 2016

7. САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий*: август 2016

8. ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий*: август 2016

9. ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: декабрь 2016 года

2017

1. АДЫГЕЯ. Срок окончания полномочий: январь 2017

2. ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: февраль 2017 года

3. АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: февраль 2017 года

4. ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: март 2017

5. ПРИМОРСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: март 2017

6. ТЫВА. Срок окончания полномочий: апрель 2017

7. КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ. Срок окончания полномочий: апрель 2017

8. САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: апрель 2017

9. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: май 2017

10. ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: май 2017

11. БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Срок окончания полномочий: июнь 2017

12. БУРЯТИЯ. Срок окончания полномочий: июль 2017