Еще ни одни региональные выборы не привлекали такое внимание москвичей, как выборы мэра Ярославля. Сопоставимыми по количеству наблюдателей, московских журналистов и заинтересованных федеральных политиков можно называть лишь муниципальные выборы в Санкт-Петербурге летом 2011 года: тогда повышенный интерес к местным разборкам объяснялся тем, что через «горнило выборов» проходила будущий спикер СФ Валентина Матвиенко.

600-тысячному Ярославлю, выбирающему во втором туре мэра города, в некотором смысле повезло с временем: второй тур, в который вышел кандидат от власти Яков Якушев и самовыдвиженец Евгений Урлашов, пройдет первого апреля, через месяц после президентских выборов, на которых тысячи россиян работали наблюдателями. Те, у кого не пропал «гражданский запал», теперь поедут наблюдать в Ярославль. Несколько недель назад в Facebook была создана инициативная группа наблюдателей на выборах, к которой присоединилось около 200 человек. «Надо как-то продолжать работать ответственным гражданином. На митинги ходить уже бесполезно, а применить полученные знания наблюдателя хочется», – объясняют инициаторы движения наблюдателей интерес к не самым главным выборам страны. Вскоре к наблюдению за выборами подключились «Демвыбор» во главе с Владимиром Миловым. «Яблоко» отправило десант наблюдателей в штаб Михаила Прохорова (а сам Прохоров открыто поддержал самовыдвиженца Урлашова в своем блоге), КПРФ и СР также высказались в его поддержку. Так, менее чем за неделю Урлашов неожиданного для самого себя стал «единым кандидатом оппозиции», что в контексте массовых протестных митингов, усталости от «Единой России» и роста протестных настроений не могло не сыграть в его пользу.

До того, как на выборы обратили внимание в Москве, региональная кампания в Ярославле проходила, как и любая другая, то есть «втихую». Якушев, ставленник губернатора Вахрукова, практически не вылезал из телевизора (как результат – накануне первого тура главред местной телекомпании НТМ Антон Голицын ушел в отпуск, обвинив местные власти в давлении на СМИ), агитация конкурента срывалась, в штабе оппозиции проводился обыск, наблюдатели фиксировали вбросы и переписки протоколов – что не помешало Урлашову на 13% обойти Якушева уже в первом туре. В СМИ попал некий документ под названием «план Якушева», который предполагал досрочный уход мэра Виктора Волончуноса и назначение Якушева и.о. (с расчетом ввести в заблуждение избирателя, будто бы мэр уже «назначен») и, следом, снятие Урлашова по суду. В штабе Якушева подлинность документа опровергли, однако назначение и.о. вскоре действительно состоялось. В штабе его оппонента утверждают, будто этот документ был предназначен для согласования у первого замглавы администрации Вячеслава Володина, однако последний такую «кампанию» согласовывать отказался.

Снимать «единого кандидата от оппозиции» власть все же не решилась. Теперь, как говорят местные политики, команда Якушева «устала» и перестала вести себя так жестко: последним «козырем» стал приезд телеведущего Михаила Леонтьева, который начал в городе агитировать за Якушева и высказываться в поддержку губернатора. Суровая борьба в городе уже породила слухи о досрочном уходе губернатора, у которого осенью истекают полномочия: слишком низкий результат ЕР на думских выборах (29%), один из самых низких результатов Владимира Путина на президентских (54,5%), предстоящие выборы в заксобрание и необходимость назначить губернатора до закона о выборах – все это причины для отставки.

В Ярославле всего 270 УИКов, и за каждым из них уже планируется пристальное наблюдение. По данным исполнительного директора ассоциации «Голос» Григория Мельконьянца, 60 человек будут от «Голоса», 100 человек от «Яблока», десант наблюдателей пришлет штаб Прохорова (50 человек), и еще 50 человек – «Демвыбор», 150 человек – от «Московской группы наблюдателей». Урлашов говорит, что от него будет не менее 650 наблюдателей, от Прохорова от 20 до 60, 50 от «Яблока», 40 от КПРФ и 40 от «Голоса». В любом случае, общее количество наблюдателей в несколько раз превышает количество избирательных участков: ярославские выборы, несмотря на демонтированные после выборов 4 марта видеокамеры, рискуют стать самыми прозрачными.

Станет ли скромная ярославская кампания началом традиции по массовому наблюдению за региональными выборами, сейчас сложно сказать: все-таки, одно дело – доехать до Ярославля, и другое – до, например, Нарьян-мара (где, впрочем, удаленность от Москвы не помешала выиграть выборы 4 марта кандидату от КПРФ). Но сама процедура голосования и подсчета голосов 1 апреля может продемонстрировать понимание или непонимание региональными властями новых правил игры в ситуации роста электоральной сознательности и протестного настроения граждан не только в Москве, но и в регионах.