Банки уже 7 лет сообщают всю кредитную подноготную своих заемщиков в бюро кредитных историй, но потребители к этим сведениям до недавнего времени интереса не проявляли. До кризиса количество запросов физлиц в бюро кредитных историй исчислялось сотнями. Но уже по итогам 2011 года счет предоставленных кредитных историй пошел на десятки тысяч. На фоне огромного количества субъектов кредитных историй (более 60 млн) это немного, но динамика впечатляет. В прошлом году одним из крупнейших участников рынка, Национальным бюро кредитных историй, было обработано почти 35 000 запросов субъектов кредитных историй – это примерно в два раза больше, чем в предыдущем. Всего, начиная с 2006 года, НБКИ выдало по запросу заемщиков 65 000 кредитных историй. Из графика (ниже) видно, что практически весь этот объем пришелся на период после 2009 года, но связь с кризисом и резким ростом просрочек по потребкредитам в бюро отрицают. В пресс-службе НБКИ отмечают, что процесс носит эволюционный характер: растет как количество накопленных титульных листов кредитных историй, так и объем запросов от банков (52,5 млн в 2011 году). «За предыдущие годы бюро кредитных историй накопили информацию о значительной части клиентов. Если до кризиса бюро кредитных историй предоставляли информацию о 30% заемщиков, то сегодня около 80%», – отмечает вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Екатерина Резникова. Динамику о запросах физлиц НБКИ раскрывает впервые. Один из лидеров рынка, «Эквифакс Кредит Сервисиз», по запросу Slon отказался предоставить аналогичные данные.

Выдача кредитных историй заемщикам

Источник: НБКИ

Каким заемщикам и зачем нужны истории, показывает портрет клиента НБКИ. Это люди в возрасте 30–45 лет, как правило, не имеющие проблем с погашением кредитов. Чаще всего это ипотечные заемщики – им было выдано 6500 кредитных историй. В целом кредитными историями в НБКИ интересуются 0,07% заемщиков, среди ипотечников этот уровень в десять раз выше – 0,8%. «В процессе обслуживания ипотечных займов, взятых, как правило, на большой срок, часто требуются дополнительные средства – потребительские кредиты или кредитные карты, – поясняет гендиректор НБКИ Александр Викулин. – Перед обращением в банк такие заемщики желают убедиться в качестве своей кредитной истории». Рост интереса заемщиков к своим кредитным историям приведет к развитию дополнительных сервисов, считают участники рынка. Сейчас российские заемщики не могут получить кредитную историю через интернет, вести ее онлайн-мониторинг или узнать у любого из агентов персональную кредитную оценку (скоринговый балл). «На данный момент необходимость предоставления подобных услуг не является высоко востребованной, и связано это, прежде всего, с низким уровнем финансовой грамотности значительной части нашего населения», – отмечает директор по продуктам и маркетингу «Эквифакс Кредит Сервисиз» Сергей Харченко. «Но приход таких услуг на российском рынке не за горами, – добавляет гендиректор НБКИ Александр Викулин. – Мы фиксируем рост просьб проконсультировать заемщиков по исправлению оценок их кредитоспособности. Если есть спрос – под него обязательно сформируется предложение».