Фото: ИТАР-ТАСС

2 апреля в 5:33 по московскому времени самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс ЮТ 120 из тюменского аэропорта «Рощино», рухнул вскоре после взлета при выполнении вынужденной посадки в полутора километрах от аэродрома. На борту находилось 4 члена экипажа и 39 пассажиров. Slon следит за ходом спасательной операции. 

Среда, 4 апреля
15:20
Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что в качестве наиболее вероятной версии крушения следствие рассматривает именно необработку самолета противообледенительной жидкостью перед вылетом. Кроме того, в Росавиции заявили, что информация с версией о попадании льда на элероны, опубликованная в газете «Известия», «не соответствует действительности и является умозаключением самих авторов статьи».

00:05 – По предварительным данным, самолет ATR-72 разбился из-за попадания льда на элероны подвижные части крыла, расположенные на задней кромке и предназначенные для управления углом крена самолета, написали «Известия» со ссылкой на источник в Росавиации. Как следствие, машина потеряла управляемость. Избежать этого возможно было путем обработки корпуса антиобледенительной жидкостью «Арктика», однако командир воздушного судна 28-летний Сергей Анцин отказался от этой процедуры.

Вторник, 3 апреля

15:00 Авиакомпания «ЮТэйр» решила не возобновлять полеты ATR 72-200 до окончания расследования. «Сомнений в исправности самолета на сегодняшний день нет, решение принято с психологической точки зрения. На графике полетов введенные ограничения не скажутся, полеты будут выполняться на пятнадцати самолетах ATR 72-500 производства 2011 года», – прокомментировал ситуацию генеральный директор Андрей Мартиросов.

13:10 – В крови погибших летчиков ATR-72 алкоголя обнаружено не было, сообщает Следственный комитет РФ. «По предварительным данным, самолет при наборе высоты уклонился влево от курса на 150° и, выполняя с развитием левого крена вынужденную посадку, задел левым двигателем поверхность земли, после чего развалился на части», – говорится в сообщении ведомства.

9:41 – Пилоты ATR-72 «не могли успеть сообщить» диспетчерам о какой-либо неисправности на судне, поскольку полет длился всего 40 секунд, сообщил источник РИА «Новости», близкий к расследованию.

9:15 – Предварительный анализ информации с «черных ящиков» самолета показал, что на момент крушения оба двигателя продолжали работать, сообщает МАК. ATR-72 сперва набрал высоту 210 метров, затем дал два крена: правый – на 35 градусов и левый, который на момент столкновения с землей превысил 50 градусов.
8:30 – Причины крушения самолета ATR-72 станут известны не ранее чем через месяц, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Уральского следственного управления на транспорте СК РФ 0:15 – Специалисты обнаружили информацию о параметрах взлета самолета ATR-72 на его бортовых самописцах, сообщает Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Понедельник, 2 апреля

19:40 – Разбившийся самолет был плохо обработан противообледенительным средством, но пока нет оснований считать это причиной трагедии, сообщил глава Росавиации Александр Нерадько. «Мы имеем информацию, которая дает нам основания предполагать, что обработка судна противообледенительным средством не была осуществлена должным образом. Основания связывать это с причинами крушения пока нет. Но такая информация у нас есть», – передает «РИА Новости» слова главы Росавиации. Не могла стать причиной крушения ATR-72 и усталость экипажа. По словам гендиректора «ЮТэйр» Андрея Мартиросова, пилоты были опытными и отдохнули перед вылетом.

15:13 Процедура опознания погибших пассажиров самолета ATR 72В в Тюмени назначена на 3 апреля. По данным регионального МЧС, в Тюмень спецрейсом из Сургута уже прибыли 18 родственников пассажиров самолета.



Фотографии предоставлены МЧС по Тюменской области

15:05Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования родственникам погибших в авиакатастрофе под Тюменью, участники совещания по вопросам изменения законодательства почтили память жертв катастрофы минутой молчания.

14:57 – Днями траура по погибшим в авиакатастрофе в Тюменской области объявлены 4, 5 и 6 апреля («РИА Новости»).

Отменены развлекательные передачи и мероприятия, будут приспущены государственные флаги. Уже сейчас на площадь к «Свечке» (Вечному огню) люди приносят цветы и зажигают свечи. Несмотря на это, соревнования на Кубок губернатора по биатлону, запланированные на 3–4 апреля, отменяться не будут. 


Фотографии предоставлены МЧС по Тюменской области


14:23 –
9 из 12 пострадавшим в катастрофе сделаны операции. По оценке медиков, их жизни сейчас ничто не угрожает. Врачи проводят операции еще двум пассажирам разбившегося лайнера.

Тем временем весь город откликнулся на сообщения о необходимости сдать кровь для пострадавших. На станции переливания крови большие очереди. Многие пришли сдать кровь, сразу как узнали о катастрофе: «Мне не нужно денег и справка на работу не нужна, только как узнать, пригодилась ли моя кровь или нет». Приходили сдавать кровь и целыми организациями: «На работе оповестили, что отпускают». В пункт переливания крови за день обратилось более 600 человек. Обычно доноров за день бывает около ста. «Невозможно указать точный объем крови, который потребуется пострадавшим, так как пострадавшие получили множество ожогов и кровь будет требоваться еще долго», – сообщает специалист по связям с общественностью станции переливания крови Дарья Гурьева.

14:07 Самолет ATR-72 не обрабатывался антиобледенительным средством перед вылетом из аэропорта Тюмени – такое решение принял командир судна. Источники в технической комиссии полагают, что именно это могло стать основной причиной трагедии, – корпус стал покрываться льдом, начали сбоить двигатели и ATR-72 потерял управляемость. Следствие выяснило также, что ни один из членов экипажа не прошел нормальный медосмотр перед вылетом лайнера. Ни давление, ни содержание алкоголя в крови, несмотря на все последние требования МАКа, измерены не были, сообщает LifeNews.


Фотографии предоставлены МЧС по Тюменской области


14:06 – Следователи изымают документы в компании «ЮТэйр-Инжиниринг», которая следила за техсостоянием разбившегося самолета. По словам представителя СК Владимира Маркина, самолет налетал 35 000 часов. Последнее серьезное техническое обслуживание самолет проходил в Германии в 2010 году, а плановое техобслуживание прошел в Тюмени два месяца назад. Следственный комитет считает приоритетной версией техническую неисправность судна. Об этом свидетельствуют слова очевидцев о дыме из двигателей самолета и действия экипажа. Самолет ATR-72 компании «ЮТэйр» ранее принадлежал финской компании Finnair и эстонской компании Aero Airlines. Первый полет лайнера состоялся 20 октября 1992 года. В 1998 году Finnair приобрела этот самолет у Transasia Airwaysilt, а в 2003 году лайнер купила эстонская компания Aero Airlines. В 2008 году самолет был продан нынешнему владельцу «ЮТэйр».

14:02 – По уточненным данным среди пассажиров самолета находился член совета директоров «Сургутнефтегаза» Николай Медведев. Он был избран членом совета директоров «Сургутнефтегаза» на годовом собрании акционеров в июне 2011 года. До избрания был помощником директора Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.


Фотографии предоставлены МЧС по Тюменской области


13:35 – Ространснадзор пока не рассматривает возможность приостановки эксплуатации самолетов ATR-72.

13:34 – Среди пассажиров самолета были сотрудники одной из крупнейших российских нефтяных компаний «Сургутнефтегаз»; в числе погибших – два сотрудника когалымского филиала «Лукойл-Инжиниринг».

Тюменец Илья Пискулин должен был лететь на этом самолете, но из-за появившихся дел на работе отложил свой выезд на день. Это спасло ему жизнь. «С четверга стали происходить в расписании необъяснимые сдвиги – рассказывает Илья – перенесли защиту проекта, работу с двумя клиентами и планерку с пятницы на понедельник. Все это можно было сделать в пятницу, время позволяло, но по каким-то обстоятельствам всем нужен еще один день – 2 апреля. В пятницу я признался себе, что в понедельник полететь не получится. Страшно злился из-за этого. Когда услышали о трагедии, мама проплакала час, а я съездил в церковь. Иначе как судьбой свой «неполет» я назвать не могу».

12:42 – В соответствии с заключенными договорами страхования, родственникам погибших будет выплачено по 2 млн рублей, выплаты пострадавшим также составят до 2 млн рублей. Кроме того, расходы, связанные с организацией и проведением похорон, в полном объеме возьмет на себя авиакомпания «ЮТэйр».

12:40 – Среди погибших в авиакатастрофе оказались два сотрудника ООО «Управляющая компания – Тюменские моторостроители». Заместитель директора по правовым вопросам Денис Куляшов и начальник финансово-экономического отдела Дмитрий Жириков направлялись в Сургут в командировку.

12:15 – Самолет МЧС из Москвы со спасателями и медицинскими модулями на борту приземлился в Тюмени.

11:45– «Самолет упал буквально через четыре минуты после взлета, экипаж не обращался за помощью и не сообщал о каких-либо неисправностях на борту», – сообщил «Интерфаксу» губернатор региона Владимир Якушев.

11:31 – По данным очевидцев, незадолго до авиакатастрофы из обоих двигателей самолета шел дым, сообщил представитель ГУМВД по Тюменской области на заседании оперативного штаба при губернаторе региона. При этом среди приоритетных версий катастрофы следствие рассматривает возможность ошибки наземных служб, версия теракта исключается. По данным следствия, «черные ящики» находятся в хорошем состоянии.

11:13 – Установлены личности 18 человек, находившихся на борту разбившегося под Тюменью самолета. Из них 11 – пострадавшие. Предстоит установить личности еще 25 человек.

11:12 – Разбившийся под Тюменью самолет ATR-72 авиакомпании UTair был застрахован в страховой компании «Сургутнефтегаз», сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» источник в авиакомпании.

10:44 – Авиакатастрофа произошла в благоприятных для полетов метеоусловиях, погода вряд ли могла стать ее причиной, сообщил «РИА Новости» представитель Гидрометцентра. 

10:40 – Поисково-спасательные работы на месте крушения самолета под Тюменью завершены. Все пассажиры найдены.

10:25 – На борту разбившегося под Тюменью самолета ATR-72 были в основном жители Тюмени и Сургута, в настоящее время с их родственниками работают психологи. ГУ МЧС по Тюменской области опубликовали предварительные списки погибших и пострадавших. Число жертв по этим данным – 31 человек.

09:58
«В настоящее время рассматриваются две основные версии авиакатастрофы – это техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования», – сообщил представитель СКР Владимир Маркин.

По сообщению ГУ МЧС по Тюменской области, на месте крушения работали 232 человека и 125 единиц техники. Работу осложнял выпавший несколько дней назад снег, который мешал добраться машинам до места аварии. Специально для этого МЧС провело временную дорогу прямо на пашне, а кареты скорой помощи вывозились с места крушения на буксире пожарных машин.

09:38
Предположительно, известна судьба всех находившихся на борту. По последним данным МЧС, 32 человека погибли, еще 11 выжили. Все пострадавшие находятся в реанимации. 
По данным «Интерфакса», членам экипажа выжить не удалось. 
Компания «ЮТэйр»опубликовала список пассажировразбившегося самолета, доставленных в больницы. 
09:08
Авиакомпания «ЮТэйр» организует чартерный рейс для вылета к месту трагедии для родственников пассажиров, летевших рейсом №120. Вылет намечен на 2 апреля 2012 года в 14:00 по местному времени из Сургута. 
09:01
Первый самолет со спасателями вылетел с подмосковного аэродрома Раменское в Тюмень. На борту самолета Ил-76 – спасатели и психологи МЧС России. Им предстоит оказать помощь пострадавшим и родственникам. Самолеты оборудованы медицинскими модулями для возможной транспортировки пострадавших в столичные клиники.
06:55
По факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил эксплуатации воздушного судна, сообщил «Интерфаксу» официальный представитель СКР Владимир Маркин.
Первые сообщения о падении появились в твиттере @alexzhdanov: «Самолет упал в 35-40 километрах от аэропорта «Рощино». Есть жертвы». Под хаштегом #тюмень началось обсуждение. @Alina_Dovgulya: «что случилось? три скорых, мчс, полиция... куда-то торопились по Республике». 

05:33 Пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», выполнявший рейс Тюмень – Сургут, вылетел из тюменского аэропорта Рощино. На борту находились 43 человека – 39 пассажиров и четверо членов экипажа. По сообщению представителя Росавиации, связь с самолетом пропала почти сразу после взлета. Через несколько минут стало известно, что он разбился. Самолет упал в поле в 45 километрах от Тюмени. После падения он разбился на три части и загорелся.

В подготовке материала принимали участие тюменские журналистки Елена Познахарева и Марина Боровкова.