Иллюстрация: Аминадав Каневский. "Взяточник"

Казалось бы, проект, подобный моему, должен встречать восторг и понимание у всех, кто о нем слышит. Все мы работали в офисах и понимаем, о чем идет речь. И, действительно, когда я рассказываю о нем людям, не связанным с девелопментом, все аплодируют и, похлопывая по плечу, предлагают деньги на развитие. Это касается даже банкиров с их вечной подозрительностью и риск-менеджментом, живущих в условиях холодной войны с заемщиками. Даже семья, всегда очень скептически относившаяся к моим идеям, загорелась. Скажу больше, все консультанты по недвижимости и риэлторы в восторге бросались на проект, но их восторга хватало ровно на пару объектов.

При разработке плана мы сразу решили, что нас не очень интересуют бизнес-центры класса А и В+. Чаще всего, это концептуально проработанные проекты с шикарным дизайном и соответствующими арендаторами, для которых важнее наличие в центре ресторана Аркадия Новикова и подземной парковки, чем сэндвич для секретаря. Но и 17 миллионов квадратных метров, в принципе, должно хватить, чтобы построить сеть из 100 магазинов. Вот тут-то и начались неожиданности. 

Во-первых, выяснилось, что владельцы зданий чаще всего не представляют, что происходит у них за спиной. Я впервые столкнулся с коррупцией на уровне взаимоотношений коммерческих организаций. Когда такие вещи происходят с государственными служащими, принято оправдывать коррупцию низкими зарплатами и прочими аналогично смешными вещами. Жванецкий еще лет 30 назад сказал: «Если ты платишь 70 рублей мяснику, ты должен понимать, где он возьмет остальное!» Поэтому, столкнувшись с коррупцией в достаточно благополучной среде управляющих компаний, я некоторое время не верил собственным ушам. В некоторых местах нам отказывали с особым цинизмом: «У нас есть кафе, там все дорого, жрать это невозможно, арендаторы жалуются, но нам наплевать, потому что … сотрудников управляющей компании в этом кафе бесплатно кормят!» И никакие слова о том, что наши потенциальные покупатели и так в это кафе не ходят, доводы разума – «у вас же есть свободная площадь!» – не влияют на решение. 

Или, например, в другом офисном центре прямо сказали, что у них тендер взяток на право аренды подобных площадей: «Кто больше лично мне занесет, тот и будет работать!» И больше всего восхищает ощущение полной безнаказанности, так как владельцы помещений чаще всего находятся за границей и только раз в год согласуют экономические показатели, и не видят подобных действий управляющих компаний. Но и этот цинизм – не предел. В одном из комплексов с нами вели переговоры, не допуская не территорию. Когда же мы удостоились чести пройти внутрь, выяснилось, что в комплексе 10 000 квадратных метров сидит 1 000 арендаторов и уже открыты три продовольственных магазина. Мы могли стать четвертыми. На мой вопрос, зачем устраивать подобную конкуренцию, менеджер пожал плечами и сказал: «А мне-то какая разница? У меня план по сдаче помещений, а конкурируйте сами, как хотите. Но промо-мероприятия я вам делать на территории не разрешу. Не отвечает нашей концепции». То есть, четыре магазина в одном комплексе отвечают, а один промоутер – нет?!

Особенно «приятно» общаться с важничающими мелкими сошками, очень ценящими свое время, но пускающих по ветру ваше. Мы неделями согласовываем с «начальником чего-то там» ассортимент, фирменные цвета, время работы, вплоть до списков допущенных на территорию наших сотрудников. Вдруг человек сначала пропадает со связи, а потом оказывается, что «руководством» принято решение о невозможности нахождения на одной территории нашего магазина и подконтрольного этому «руководству» кафе. «Какое руководство, вы же «начальник»? «Извините, мне некогда с вами разговаривать!» Как будто с самого начала не было известно, что на территории есть кафе, оно кому-то подконтрольно и этот кто-то может быть против. В один из комплексов мы таким образом пытались зайти два раза, причем второй раз сам «начальник» перезвонил и пригласил на встречу. В третий раз мы уже не попадемся в эту «ловушку времени».

Сильно удивило, что до сих пор на рынке сохранились мошенники! Пару раз встречались люди из далекого прошлого, весь диалог с которыми построен на их ключевых фразах, Чаще всего они пытаются сдать несуществующие в их распоряжении государственные помещения без документов. И уж тут только держи карман шире: «Ну вы же понимаете, с кем имеете дело!?» или «Этот человек на такой должности, что лично он с вами никогда встретиться не сможет!» И только недоумение идиота способно помочь в такой ситуации. Извините, а с кем я имею дело? На какой должности? Президент РФ? Может быть только бессмертная фраза измученного нарзаном осветителя из «12 стульев» и спасает от того, чтобы не подпасть под магию слов этих выдающихся людей, существующих во все времена, – «Утром документы – вечером деньги. Можно по другому, но документы вперед!» И люди пропадают, начиная сызнова свой бесконечный поиск.

 Есть, конечно, и люди, с которыми приятно иметь дело. Их характеризует, в первую очередь, профессионализм и открытость к сотрудничеству, что позволяет получать удовольствие даже от отказов. К сожалению, таких людей нам попалось пока не очень много, но их наличие, все-таки обнадеживает.

Не удивительно, что все риэлторы, которые на первых порах жадно потирали руки, когда слышали, что нам надо 100 помещений, через неделю после заключения договора переставали брать трубки, потому что ответить им было нечего. И только сотрудники нашего собственного отдела развития, в любую погоду барражируют над Москвой в поисках подобных помещений. В принципе, мы в графике, нам удается открывать не менее 3 магазинов в месяц. Но какими усилиями это удается, вы не можете себе представить. Думаю, что те, кто занимался вендинговым бизнесом, или до сих пор распространяющие Herbalife, поймет все проблемы, с которыми мы сталкиваемся при открытии магазинов, как ни странно это может показаться на первый взгляд.