Пол Шмитт. Фото: REUTERS/Stoyan Nenov
Президент Венгрии Пал Шмитт все-таки сдался. Утром 2 апреля в парламенте он заявил, что уходит в отставку после того, как на прошлой неделе научный совет престижного венгерского университета Семмелвейс отобрал у него докторскую степень, признав написанную президентом 20 лет назад диссертацию плагиатом.
Шмитт долго сопротивлялся и оправдывался, но, в конце концов, не выдержал и продолжил традицию, заложенную в прошлом году министром обороны Германии Карлом-Теодором цу Гуттенбергом. Тот тоже выдавал чужую докторскую работу за свою и из-за этого был вынужден покинуть свой пост.
По большому счету, жизненный путь 69-летнего президента Венгрии Пала Шмитта (или, в условном переводе на русский, «главы гАсударства», как сам Шмитт от большой любви к родному языку написал в одной гостевой книге) заслуживает уважения. Экономист по образованию, он стал двукратным олимпийским чемпионом по фехтованию (1968, 1972 гг.), в 1989–2010 гг. возглавлял Венгерской олимпийской комитет, успел поработать вице-президентом Международного олимпийского комитета и даже баллотировался на пост главы МОК, но проиграл Жаку Рогге.
Если верить его официальной биографии, то Шмитт говорит на пяти языках. При социализме он занимал пост замминистра спорта, в 90-е гг. был послом в Испании и в Швейцарии. В 2004 г. избрался депутатом Европарламента от правящей сейчас партии FIDESZ. И наконец, в 2010 г. после оглушительной победы его партии на парламентских выборах, депутаты – по рекомендации премьера Орбана – избрали его президентом страны (в Венгрии президент избирается парламентом и имеет гораздо меньше полномочий, чем премьер-министр).
Помимо всех этих заслуг, у Шмитта была еще и докторская степень (вернее полунаучная степень doctor universitatis, которую в Венгрии перестали присуждать после 1993 г.). Он получил ее за диссертацию «Об анализе программ современных Олимпийских игр», которую защитил в Университете физкультуры – сейчас это часть университета Семмелвейс. Диссертация была summa cum laude, так сказать с похвальным листом.
В прошлом году портал еженедельной газеты hvg.hu выяснил, что 180 из 225 страниц президентской диссертации – это дословный перевод французской работы болгарского исследователя Николая Георгиева. Сначала Шмитт утверждал, что он работал вместе с Георгиевым и воспользовался его трудом с разрешения автора. Но дочь покойного Георгиева отрицает факт каких-либо совместных работ.
Потом Шмитт сказал, что эти 180 страниц – всего лишь «базовый материал», то есть набор фактов, которые не являются ничьей авторской работой (словосочетание «базовый материал» в Венгрии теперь стало синонимом воровства). А после «базового материала» следует 35 страниц выводов, которые и есть суть диссертации. Но тут появилась статья от другого портала index.hu, где выяснилось, что президентские выводы, включая графики и ссылки, – это всего лишь перевод немецкой работы Клауса Хейнеманна. Хейнеманн, к тому же, еще жив и успел заявить протест против президентской кражи.
Потом нашлось еще несколько работ, куски из которых попали в президентскую диссертацию. Так что на сегодняшний день из 225 страниц по-настоящему авторских осталось где-то три. Там доктор Шмитт среди прочего говорит о том, что «тело женщины – залог нашего биологического богатства, поэтому его надо беречь».
Тем не менее президент продолжал отпираться. Заявил, что все работы отмечены в библиографии в конце диссертации. Это так. Но взятые оттуда фрагменты не отмечены как цитаты, хотя составляют около 90% текста диссертации.
В итоге в присудившем ученую степень Университете Семмелвейс была создана специальная комиссия для расследования. Эксперты решили, что в работа Шмитта тянет на простой перевод, а диссертация должна быть самостоятельной работой. Научный совет университета со счетом 33:4 отнял у Шмитта докторскую степень.
Тогда о необходимости отставки президента заговорили даже проправительственные газеты. Глава венгерской академии наук тоже высказался за отставку. Хотя в правящей партии FIDESZ упорно молчали все, кроме главы столичного отделения – его исключение из партии сейчас обсуждается. Премьер Виктор Орбан заявил, что решать должен сам неприкосновенный президент.
В прошлую пятницу казалось, что до отставки остались считанные часы, но венгерский президент опять подумал и заявил, что не поддастся политическому давлению. Он считает, что во всем виноват университет. «Могли бы сказать: вставь больше кавычек», – возмущался он. Шмитт не согласился с обвинениями, а решение отнять степень он оставил «на совести университета», но выразил готовность писать новую «так называемую PhD-работу».
FIDESZ держалась за Шмитта до упора. Ведь он – личный избранник премьера Орбана. Это Меркель может запросто принимать отставки выдвинутых ею же министров и президентов. А для Орбана это равнозначно признанию, что он слаб и склонен ошибаться. Кроме того, Орбану очень полезен ручной, абсолютно зависимый от него президент – Шмитт всегда не глядя соглашался со всеми инициативами правительства.
Но ситуация вокруг президента Венгрии начинала все больше напоминать «синдром Дюрчаня». В 2006 г. в венгерские СМИ попала запись, на которой тогдашний премьер и лидер социалистов Дюрчань признавался, что лгал о состоянии экономики страны. Несмотря на последовавший скандал, Дюрчань тогда не стал подавать в отставку и остался во главе правительства еще на три года. Поступи он иначе, и FIDESZ вряд ли бы выиграла выборы 2010 г. с таким большим отрывом.
Поэтому Орбан решил не повторять ошибки своих противников и пожертвовал второстепенной фигурой Шмитта. В понедельник рано утром премьер пригласил президента к себе в резиденцию и, по всей видимости, еще раз сказал ему то, что уже несколько месяцев требует венгерское общество. Да и сам Шмитт, скорее всего, все-таки понял, что слишком сильно цепляясь за кресло, рискует потерять все. Разговоры о плагиате дошли и до Международного олимпийского комитета, где заявили, что скоро обсудят – не надо ли им принять по этому вопросу какие-то меры. Шмитт там сейчас возглавляет комиссию по защите природы. Наверное, жалко будет потерять и этот пост – ведь именно на тему спорта и защиты природы Шмитт обещал написать свою новую «так называемую PhD-работу»