В конце ноября в Санкт-Петербурге прошел медиафорум «3D-журналистика», где с докладами выступили редакторы, журналисты и медиаменеджеры, представители самых разных СМИ. Наш корреспондент побывал на форуме и выбрал наиболее интересные выступления. Сегодня мы публикуем сокращенную версию доклада Андрея Коняева, создателя «Лентач», «СМИ с открытым кодом: "Лентач" и все-все-все».

Прежде чем говорить о том, что «Лентач» собой представляет сейчас, немного истории. Изначально это была группа, куда мы постили новости «Ленты». В то время «ВКонтакте» считалось отстойным местом, все крутые пацаны были в Facebook, кроме дегенератов вроде меня. Когда потребовалось сделать официальный аккаунт для какого-то спецпроекта, все это на меня и свалили. Сначала постили там всякую фигню, потом пришел Белкин, затем – Сулейманов. Он сказал: «Давайте шутить в постах».

Мы рискнули и 21 декабря 2011 года пошутили в первый раз. Пост собрал 11 лайков и два комментария. Успех невероятный! 11 лайков! Поэтому мы решили, что в этом направлении и нужно двигаться. Очень простая идея: не было цели шутить ради шутки, нам нужно было, чтобы люди из «ВКонтакте» приходили на сайт, чтобы они воспринимали наши соцсети как новостной канал, поэтому там всегда размещалась ссылка. Когда мы придумали, как это все распространять, поняли, что просто фигарить новости «ВКонтакте» – бессмысленно, нужно делать что-то другое. Формат очень долго эволюционировал и выкристаллизовался в такой: мы писали короткую подводку, постили смешную картинку, ниже подверстывалась новость, а в конце лепилась музыка. У всего этого был понятный смысл: картинка бросается в глаза, подводка смешит, а потом, так как из подводки ты не очень много понял, ты переходишь на сайт, читаешь и разбираешься. Оказалось, что это прекрасно работает, количество переходов из соцсети росло, и все было замечательно. Мы это постили, постили, постили, делали все как бог на душу положит, а бог на душу положил так, что мы в жизни – не вежливые люди. Ни я, ни Игорь (Белкин. – Slon). В этом смысле мы – противоположность «вежливой редакции». И мы воспринимали группу как наше собственное пространство. Почему мы, например, обижались, когда туда приходили люди и начинали говорить какую-то фигню? Мы воспринимали это так – вы сидите в редакции, пишете новости, работаете, и вдруг заходит какой-то **** и объявляет: «Вы все отстой, либероиды, продажные скоты!» Ну что ты с ним будешь делать? Так как интернет пока не позволяет давать людям в жбан (а я надеюсь, что когда-нибудь позволит), мы просто банили и публично морально уничтожали этих людей. Эффект был двойной: с одной стороны, все стали думать, что мы ******, и это было недалеко от истины. С другой стороны, у нас сформировалась тусовка читателей – злых, умных и любящих «Ленту». Причем той самой настоящей любовью, когда ты можешь не соглашаться с любимым, но... Вот ты, например, женат, и твоя жена кладет лук в яичницу. И продолжает его туда класть, хотя ты ей уже шесть лет говоришь, что лук в яичнице не любишь. Но это вам не мешает – вы ругаетесь, но у вас все хорошо. Здесь то же самое: люди из разных регионов, с разными предпочтениями, в том числе политическими. Вопреки распространенному мнению, «Лента» никогда не была либеральным изданием. У нас присутствовали любители Путина, и люди, которые верили, что мир скоро погибнет в ядерной войне. Все они в «Ленте» сосуществовали. И прекрасно было, потому что они друг друга ненавидели и могли прийти в группу и начать ругаться.

Теперь о том, как «Лентач» стал тем, чем является сейчас. Тут нужно долго объяснять про Кашина, что, как. Однажды Кашин написал колонку для «Кольты», где утверждал, что Коняев кинул Мамута и увел паблик. Недавно вышло интервью Гореславского «Известиям», где этот вопрос окончательно закрыт. Гореславский говорит, что в паблике 80% пользовательского контента, поэтому он им не нужен. Как участник событий скажу, что в какой-то момент, когда за несколько часов стало понятно, что Галю (Галину Тимченко. – Slon) уволят, нужно было что-то делать. И одним из решений было срочное избавление от паблика и от аккаунта в Twitter. Спустя две недели «Рамблер» вспомнил, что, оказывается, есть паблик, там 400 тысяч человек, и он, наверное, нужен, надо его как-то забрать. Топ-менеджер угрожал судом, я сказал:

– Давай мы сейчас откроем паблик, посмотрим на контент, и ты решишь, хочешь ли ты за это судиться. Хочешь ли ты, чтобы все эти картинки, гифки с Путиным и прочее стали собственностью «Рамблера» и компании? Желаешь ли ты, чтобы про это все писали?

Нет. Но Олег Кашин меня реально затроллил, я до сих по думаю, что, может быть, надо подать в суд на «Кольту», потому что Андрей Коняев, который ходит по «ВКонтакту» и тырит чужие паблики, – тот еще образ, и от него потом сложно избавиться.

«Лентач» был отдан читателям. Мы удалили себя из редакторов и администраторов, назначили читателя администратором. Если конкретно, это Марк Шеин. Многие думают, что он мое альтер эго, – неправда. Доказать не могу, потому что сам я Марка никогда в жизни не видел. Однако я лично его три раза банил – так что это человек, который доверие вызывает. Марк был лидером, он собрал вокруг себя группу читателей, они развлекались как могли. Когда у нас был онлайн «Евровидения», они создали чатик, который до сих пор существует. Договорились, что будут гомофобами, и прорвались в тред. И читатель, привыкший к тому, что к геям в «Лентаче» относятся достаточно лояльно, вдруг попадал в мир, где все пишут то, что говорят по телевизору, и это был разрыв шаблона. Такими вещами они занимались достаточно часто, и в результате им удалось создать некое community. Сейчас «Лентач» фактически не что иное, как сообщество людей, которым нравится доносить до других информацию.

Здесь мы подходим к сложной части моего доклада. Дело в том, что современная теория медиа классифицирует СМИ по огромному количеству признаков. Но ни одна из теорий не рассматривает СМИ с сугубо функциональной точки зрения, как объект, доносящий до людей информацию.

СМИ с открытым кодом – это термин, который придумал я, и он очень плохой, у меня с терминами не очень получается. Но вы должны понять: идея в том, что СМИ могут быть партизанскими, существовать независимо от того, есть ли деньги. Это сообщество людей, одержимых идеей и готовых работать за нее. Вот «Лепра» в лучшие годы была именно таким местом.


Отличие «Лентача» в том, что «Лепра» и прочие сообщества – интроверты, а «Лентач» – экстраверт. Он создает креатив для других. При этом «Лентач» обладает всеми необходимыми признаками СМИ, но они как будто отражены в кривом зеркале. Есть такой термин в биологии, «конвергентная эволюция» – у разных видов в разное время появляются одинаковые признаки для приспособления к ситуации. Здесь то же самое.

Какие-то вещи открывались заново по ходу работы. Например, в классических СМИ читатель отделен от писателя, у читателя меньше прав. У вас есть вектор, вы сообщаете читателю информацию. Социальные сети этот вектор направляют в другую сторону. Вообще, если честно говорить, термин «СМИ» давно устарел, правильно говорить «средства массовой коммуникации». Но это отдельный разговор. Они обращают вектор в другую сторону, ты можешь получать от читателей что-то, ты становишься ближе, делаешь шаг в их направлении. Это автоматически отбирает у тебя ряд ключевых вещей. Очень легко быть важным и серьезным, если тебе не тычут постоянно на ошибки и не называют тебя ********. «Лентач» решил эту проблему, закрыв комментарии. Открывают их, когда им нужен читательский креатив. Объявили, скажем, что вот так будет выглядеть эмблема чемпионата мира в России. Что сделал «Лентач»? Открыл комментарии – развлекайтесь, потом закрыл, собрал и сделал пост. Воспользовался читательским контентом, сказал «спасибо».

Далее. Например, редакция должна быть отделена и защищена от внешнего воздействия. Обычно как это делается? Все общение с миром происходит через главного редактора или, не дай бог, пресс-службу. «Лентач» решил это оригинально: никто не знает, кто его делает, понимаете? Идеальная защита. Никто не знает редакторов. Шеина я знаю, но разговаривал с ним три раза по Skype, и он ни разу не включал камеру – я не видел его лица.

Третий вопрос: есть ли редакционная политика? Да, она есть. У них есть центральный лидер, он контролирует процесс без денег, просто потому, что он лидер.

Почему «Лентач» не хочет монетизироваться? Тут ситуация такая же, как с катанием на горных лыжах. Ты тратишь время, силы, энергию, а взамен получаешь fun, удовольствие. Правда, горные лыжи не могут тебя обматерить и уволить, а мы можем. И чертовски обидно, когда тебя увольняют с работы, за которую даже не платят. Вот это и есть мотивация!

Фактор коммерции удален, сейчас это коллектив, движимый идеей. Если они начнут монетизироваться, у них будет не очень много денег. Знаете, во что ни превратятся? В людей, которые в свободное от работы время плохо пишут новости за маленькие деньги. Они превратятся в «Ридус», понимаете? И это будет очень плохо. Потому что сразу улетучивается ощущение сопричастности к чему-то важному, и возникает скучное сообщество непрофессионалов. Пока этого не произошло, пока все происходит без денег, это совсем другая история.

Есть другая причина, по которой сложно монетизироваться. На «Лентач» работает несколько десятков человек, в разные периоды времени от двадцати до шестидесяти. Как они? Есть центральный человек, Валера, его заместитель, Кот. Кот. Мяу-мяу. У Кота есть несколько офицеров, назовем их архангелами, которые разбирают смены длительностью по три часа в день, у архангелов – большое количество редакторов. Редакторы делятся на профессионалов и новичков. Новичкам доверяют придумать шутку для картинки и реализовать ее. Шутки доверяют самым – ну, не бездарным, нет, по-моему, очень остроумным людям, только-только пришедшим в это сообщество. То есть налицо строгая иерархия, как в настоящем СМИ, и сложилась она естественным образом. Вот у вас есть карьерная лестница, движение по которой обусловлено непонятной для вас мотивацией. Так они и работают. Регулярно проводят набор, приходят новые люди, они шутят, делают картинки, потом часть из них выгоняют.

Кто определяет редакционную политику? Есть Марк, его условные архангелы, которым тоже удается в этом поучаствовать. «Лентач» регулярно делает ошибки, «Лентач» не профессиональное СМИ.

Это очень важно понимать: они стараются как могут, но ошибки неизбежны – по той же причине, по которой машины все-таки делают на заводах, а не дома. Можно купить детали через интернет, взять гаечные ключи и собрать Ford Focus, но выйдет *****, и ездить она не будет. Новости не Ford Focus, это попроще.


Поэтому новости выходят. Не самое высокое качество новостей искупается невероятным остроумием.

Откуда берутся новости? Изначально «Лентач» просто мониторил СМИ. Потом написали «монитор», систему, где ты логинишься, и там уже RSS автоматически подсасывается, новости ранжируются, и, грубо говоря, любой чувак может зайти и расставить оценки новостям, а коллективный разум в результате решает, что важно. Это было сделано на коленке одним из сотрудников «Лентача», он тоже Кот, но другой. У того Кота, который Валерин заместитель, на голове шапка из-под лапши, а это Кот в свитерке. Новости просто мониторятся, и это по сути дайджест.

Когда выходил фильм «Срок» Костомарова, Расторгуева и Пивоварова, они не хотели его промоутировать. Сложно сказать почему, может, просто заколебались снимать. Так как они имели отношение к «Ленте», договорились с «Лентачем», что фильм там будет опубликован. Удивительным образом Валера прошелся по блогам известных либеральных журналистов, сфотографировал их реакцию на уже просмотренный фильм и запостил через «Лентач», что либеральная общественность в гневе от фильма «Срок». Эту новость подхватило РИА «Новости», что, конечно, сделало большой трафик этому фильму и добавило ему внимания. Почему это работает, для меня все-таки немного загадка.

Но на самом деле ответ я знаю. Быть журналистом, как ни странно, интересно. Журналист рассказывает историю, хороший журналист всегда рассказывает историю, не задумываясь. Журналист не мыслит другими категориями, это внутренняя потребность. Для него в любом материале есть история – или ее нет. Журналист – это тот самый ужасный человек на вечеринке, которого фиг заткнешь. И можно быть журналистом «на полшишечки», чем и занимаются в «Лентаче» люди. Они могут вечером, в свободное от работы время, порассказывать истории, оформить их необычно, посмотреть на реакцию читателей. Придумать смешные картинки. Иногда выходят шедевры.

Да, и посещаемость. В прошлом месяце охват составил 3,7 миллиона человек. Это значит, что 3, 7 миллиона человек увидели хотя бы один пост «Лентача». Вопреки распространенному мнению на «Лентач» подписаны и «Лентач» читают не только школьники, основная масса – мужчины в возрасте от 18 до 27 лет. С точки зрения посещаемости «Лентач» довольно успешный проект.