В России публичные должностные лица уже третий год подают декларации о доходах и имуществе. Этот инструмент мог бы стать эффективным средством противодействия коррупции. В своем докладе на XIII апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества я рассказывал о целом ряде причин того, почему в России декларации не справляются с возложенной на них задачей. Мы сравнивали данные деклараций одних и тех же депутатов Госдумы, поданных в разное время, и обнаружили расхождения в 183 из 266 деклараций, при этом доходы за один и тот же год разошлись более чем на миллион в 16 декларациях. Система деклараций существует в большинстве стран мира. Все они строятся вокруг двух ключевых целей: предотвращения незаконного обогащения или урегулирования конфликта интересов. В нашей стране, как и в любой стране с системной коррупцией, в первую очередь речь идет о предотвращении незаконного обогащения. В мире не существует единого стандарта, как должна быть устроена система деклараций. Но есть ряд исследований международного опыта, которые позволяют не изобретать каждый раз велосипед, а руководствоваться лучшими практиками. Рекомендации по созданию систем деклараций содержатся, в частности, в публикациях Всемирного Банка , а также в книге Организации экономического сотрудничества и развития «Декларации активов для государственных служащих: инструмент для предотвращения коррупции». И есть четыре основные рекомендации, выполнение которых смогло бы изменить ситуацию с контролем за чиновниками: 1) Выделение категории лиц, с высокими коррупционными рисками. Сейчас у нас действуют единые стандарты подачи деклараций для всех должностных лиц, начиная от членов федерального правительства и заканчивая исполнителями среднего уровня в регионах России. В итоге подаются десятки тысяч деклараций, которые просто нереально обработать. Необходимо выделить высшие должностные лица и лица с высокими коррупционными рисками в отдельную категорию. К этой группе необходимо предъявить более высокие требования публичности. Кстати, президент Медведев сам публикует данные о состоянии своих банковских счетов, хотя по закону он не обязан этого делать. Публичность повышает возможности общественного контроля, но они должны дополнятся эффективными механизмами проверки сведений, представленных в декларациях. 2) Создание отдельного независимого органа для проверки деклараций высших должностных лиц, а так же лиц с высокими коррупционными рисками. Сейчас существует прототип такого органа – Совет при Президенте по противодействию коррупции, который осуществляет контроль за достоверностью деклараций некоторых лиц. Однако, за время своего существования Совет лишь один раз воспользовался своими полномочиями – в сентябре 2010 года за предоставление недостоверных сведений был уволен генерал-майор Вооруженных Сил Гайдуков В.Н. В этом органе нет ни одного человека, который на постоянной основе занимался бы обработкой и анализом деклараций. Также, до сих пор не решен вопрос, кто проверяет декларацию Президента. Очевидно, что необходимо создание постоянно действующего независимого органа, который мог бы на постоянной основе осуществлять контроль за декларациями высших должностных лиц, а также лиц с высокими коррупционными рисками. Такой орган может формироваться совместно различными ветвями власти при участии оппозиционных партий и должен действовать максимально публично. 3) Подача деклараций в электронном виде. Сложно себе представить, зачем в ХХI веке создавать систему деклараций в бумажном виде. Это тонны бумаги, которые очень сложно обрабатывать и хранить. Понятно, что в ряде стран система деклараций создавалась в те времена, когда даже компьютеров еще не было. Но сейчас даже Королевство Бутан создает систему деклараций в электронном виде в сети Интернет. А в некоторых странах, например, в Латвии, декларация сама генерируется из данных, предоставленных другими ведомствами, а затем верифицируется чиновником и передается в агентство, осуществляющее проверку. Потом данные автоматически анализируются и система отбирает те декларации, которые вызывают подозрение (например, если обнаружено резкое изменение имущества или доходов). Так же под проверку попадает часть случайно выбранных деклараций. Электронная база данных также позволяет размещать в интернете публичную часть декларации в едином формате, что упрощает возможности общественного контроля. Сейчас некоторые ведомства в России публикуют формы, заполненные от руки. 4) Форма деклараций должна учитывать стоимость имущества и содержать все виды сбережений, а не только суммы на банковских счетах. Для примера приведу декларацию вышеупомянутого Королевства, которое пока еще не полностью перешло на электронную систему (напомню, наша великая страна пока даже не начала этот переход). Именно указание стоимости имущества позволяет создать эффективный контроль за соотношением доходов и расходов публичных должностных лиц.
4 шага до прозрачности чиновников
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
В России публичные должностные лица уже третий год подают декларации о доходах и имуществе, но пока в этом смысла не много
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...