«I'm excited to share the news that we've agreed to acquire Instagram...» На силу эмоций и скорость ретрансляции слов Марка Цукерберга повлияла сумма сделки: $1 млрд долларов в деньгах и акциях Facebook. Нет, вы еще раз перечитайте и вдумайтесь: один миллиард. А, собственно, за что? Instagram – модное социальное приложение, позволяющее из любого мрачного пейзажа с помощью нехитрых фильтров сделать шедевр. Имеет массу менее популярных аналогов. Самый известный из них Hipstamatic. Сотни миллионов фотографий за несколько лет, более 10 миллионов пользователей, одно приложение. Точнее, теперь два – недавно вышла версия под Android, которую за сутки скачали более миллиона человек. Программный символ поколения хипстеров. Вот и все.
А что дальше? Непонятно. Это и пугает. Еще пару лет назад даже в отдаленной от Калифорнии Москве стоял вопрос: Foursquare или Gowalla? Но кто сейчас вспомнит Gowalla? Никто. Сервис был куплен Facebook и тихо похоронен. Несмотря на большую базу пользователей, мест и какие-то успехи. Да, у Gowalla не было такой любви. Поэтому слез пользователей никто не заметил. Но все же. Вариантов развития событий много. От фантастических – Facebook вложит маркетинговые, технолгические и другие усилия в Instagram, который окончательно завоюет мир, до пессимистических: через год мы лишь будем с улыбкой вспоминать все приятные моменты и особо ценные лайки. И, конечно, $1 млрд.
Тренд прост: раньше мы говорили, что объем текстового контента сокращается. Все начиналось с длинных постов в Livejournal, закончилось 140 символами в Twitter. В прогрессивной Японии – так вообще, умеют без текста, одними Emoji обходиться. Но Twitter сокращать дальше некуда. Контент что в Facebook, что в любом другом месте свелся к «Круто, Фигня, +100500». И прогресс, перемалывая все на своем пути, от текста двинулся к картинкам. После прихода Timeline в Facebook это стало более явно: фотографии стали получать больше лайков, весь акцент на просмотр фотографий. Потом вот Instargam, Pinterest, который тоже исключительно про картинки и чуть-чуть про видео. Они маленькие и им проще угнаться за трендом, чем великанам вроде Facebook.
Так почему Цукерберг заплатил такую сумму? Ответ, мне кажется, банален: он просто испугался. Потому что еще чуть – и Instagram – это следующий Twitter, а какой-нибудь Pinterests – следующий Facebook.