Фото: REUTERS/Vasily Fedosenko
Лукашенко нежданно-негаданно выпустил из тюрьмы на свободу главного политзаключенного страны – бывшего кандидата в президенты, лидера гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрея Санникова. Вечером 14 апреля, накануне Пасхи администрация колонии «Витьба-3», где сидел политик, велела ему собрать вещи. Санников поначалу решил, что его опять собираются этапировать – в последние месяцы его перевозили из одной колонии в другую едва ли не каждую неделю. Но его неожиданно освободили.
Такого поворота событий не ожидал никто: ни жена Санникова, журналистка «Новой газеты» Ирина Халип, ни политологи, прогнозировавшие, что политзаключенных начнут выпускать осенью, ближе к парламентским выборам в Белоруссии. Но Лукашенко решил форсировать события. И на то у него были довольно веские основания.
Во-первых, Лукашенко впервые по-настоящему задели экономические санкции Евросоюза в отношении важных белорусских чиновников и близких к режиму бизнесменов. Оппозиционные политики и белорусские правозащитники могут открывать шампанское: впервые за всю историю правления Лукашенко их призывы к введению международных санкций против режима дали реальные результаты. Выпуская на свободу своих оппонентов и показывая таким образом Западу, что он готов к диалогу, Лукашенко, разумеется, рассчитывает если не на полную отмену санкций, то хотя бы на некоторое их смягчение. Логично предположить, что уже в ближайшее время в Белоруссию вернутся все послы европейских государств, которые разъехались из Минска по домам еще 28 февраля.
Но экономические санкции – это еще далеко не все. У Лукашенко есть другая, личная и гораздо более важная причина подправить совсем испортившиеся отношения с Западом. Это Чемпионат мира по хоккею 2014 года, который пока еще планируется провести в Минске. Лукашенко и сам любит гонять с клюшкой, и ледовых арен по всей стране понастроил: катки есть едва ли не в каждом белорусском городе, включая совсем небольшие. Кроме того, для такой бедной страны, как Белоруссия, в подготовку к хоккею были вложены большие средства: по всему Минску и другим городам в спешном порядке возводят гостиницы и новые торговые центры. Должна быть отдача.
Наконец, Белоруссия сейчас остро нуждается в очередных финансовых вливаниях, которые хорошо бы успеть получить хотя бы до конца года. В 2013 году Белоруссия начнет выплаты по российским долгам и кредитам МВФ. Если в 2012 году на обслуживание своих внешних займов страна потратит $1,2 млрд долларов, то в следующем – уже $2,6 млрд. По оценкам экспертов, потребности белорусской экономики во внешнем финансировании могут достигнуть $1 млрд ежемесячно. Сами белорусские власти тоже не раз говорили о том, что хорошо бы привлечь от МВФ кредит на $7–8 млрд. Переговоры с фондом велись, но в апреле Минск покинул постоянный представитель организации. Шансы на получение кредитов в прежних политических реалиях упали до нуля. Очевидно, пришло время мириться с Западом.
Как это ни странно, свою лепту в примирение Лукашенко с Европой внесла и Россия. Лукашенко ждал, что после того как он даст зеленый свет на приватизацию своих предприятий, в России найдется масса желающих их приобрести. Но ничего такого случилось: до сих пор покупателей на его активы не нашлось. Ни на «Беларуськалий», ни на нефтеперерабатывающие заводы, ни на Белорусский механический завод, ни даже на госпакет акций белорусской дочки МТС. Причина бездействия восточных соседей только одна: Лукашенко хочет получить за свои предприятия солидные деньги, а Кремль выжидает – время играет сейчас против Минска. Вот поэтому Лукашенко и решил, что с Западом снова настало время мириться: если европейские политики разрешат своим бизнесменам участвовать в приватизации белорусских предприятий, и те проявят интерес, то жадные российские олигархи будут готовы заплатить за приглянувшиеся им активы больше.
Собственно говоря, отношения с Россией в последнее время у Лукашенко вообще не складываются. Белоруссия с 28 февраля ждет третий запоздавший транш кредита ЕврАзЭС, но пока неизвестно, получит ли она его вообще. Деньги немалые – $440 млн. Путин перед возвращением в президентское кресло совсем некстати вновь заговорил о необходимости скорейшей евразийской интеграции. А тут еще неожиданное давление на «Белавиа».
Вдобавок Кремль регулярно требует от Минска скоординированной позиции в вопросах внешней политики, а это не всегда в интересах Белоруссии. Простой пример – конфликт между Россией и Украиной. Белоруссия поддержала Москву в «сырном» споре, а Киев тут же ответил претензиями по пиву и экологии. И никакого заступничества Москвы в этих спорах Минск не получит.
В общем, очевидно, что для Лукашенко гораздо выгоднее, как и раньше, шантажировать Кремль угрозами развития «европейского вектора» внешней политики, чем надеяться на его благосклонность и понимание. Выпуском политзаключенных Батька вновь запускает геополитические качели и открывает сезон поцелуев с Западом.
Что дальше? Очевидно, режим выпустит всех политзаключенных. Возможно, это случится не сразу, а ближе к осени, но это случится. О грядущей оттепели уже позволяет себе говорить даже оппозиция. Чем ответит Кремль, пока никто не знает. Но скорее всего, Лукашенко окажется в выигрыше и получит-таки и транш от ЕврАзЭС, и пару миллиардов долларов инвестиций на своих условиях. В конце концов, свое прежнее решение «давить» оппозицию он принимал скорее эмоционально, а не в соответствии с трезвым расчетом. Теперь пришло время одуматься. И вот вам холодное, трезвое решение.