Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

В конце марта президент Медведев утвердил список поручений по результатам работы группы «Кадровый потенциал» «Открытого правительства». Кажется, как про работу группы, так и про поручения президента издания, не находящиеся под контролем государства, предпочли особенно не писать. А жаль, ведь при всем скепсисе, который вызывает у журналистов история с «Открытым правительством» (кстати, заметьте, что от термина «Большое правительство», который вызывал здоровую аллергию у многих неоконсерваторов и либертарианцев, постепенно уходят), стоит отметить, что факт перехода от идей к поручениям – это уже прорыв. И почему бы «рассерженным горожанам» не уделить им внимание, ведь и от них тоже зависит, станут ли поручения Медведева реальностью. Сейчас, когда митинги «За честные выборы» закончились и все замерли в ожидании, что же станет толчком к очевидно необходимой либерализации, обсуждаются разные стратегии: от самых радикальных до самых примирительных с властью. И есть довольно удачный пример тех, кто, с одной стороны, в акциях протеста участвовал и в «Фейсбуке» на кнопку «Я пойду» жал, но в то же время, в высокие кабинеты ходил и с большими начальниками договаривался. Многие знают о программе «Глобальное образование», предложенной еще три года назад группой выпускников ведущих международных университетов, а затем поддержанной президентом на Петербургском форуме. Идея проста – за государственный счет отправить учиться в лучшие университеты за границу 1000 или 2000 человек и в течение трех лет списывать стоимость обучения, если человек вернется работать на благо Родины. Было выпущено поручение, его вскоре сняли с контроля администрации президента, потом была долгая и упорная борьба с бюрократами из нескольких ведомств на их территории и по их правилам. Прошло более трех лет и, в том числе благодаря усилиям Агентства стратегических инициатив, предложение было поддержано Путиным, и программа будет запущена уже в этом году. Путина сложно упрекнуть в приверженности либеральным идеям и ценностям, он – классический консерватор, да и идея отправить тысячу «лучших» за границу – далека от популизма. Но аргументы за то, чтобы реализовывать программу, железные, плюс есть политическая воля это делать. Однако ничего бы не произошло, если бы авторы идеи и поддержавшие ее представители профессионального сообщества не оказывали постоянное давление на тех, кто принимает решения. А параллельно – да, многие из них в свободное от работы и полезной лоббисткой деятельности время ходят на митинги, пишут в «Твиттер» и «Фейсбук» и другими способами критикуют власть… Идеи же, которые высказывались на подгруппе «Кадровый потенциал» (и других подгруппах «Открытого правительства») были не менее прогрессивные. И я уверен, что не сразу, но в ближайшие 2–3 года, они будут реализованы – для этого нужна вера, твердость и готовность общаться с «властью». Это и есть пресловутый coopetition: конкуренция и сотрудничество одновременно. Есть три поручения Медведева, которые требуют столь же усердной работы по их реализации, как и в случае «Глобального образования»: Во-первых, прозрачные процедуры конкурсов и отбора профессионалов на государственную службу и должности вплоть до уровня заместителей министров и руководителей федеральных агентств. Открытые процедуры найма профессионалов на высокие государственные должности существуют во многих странах, но довольно редко включают уровень замминистров и руководителей федеральных ведомств. В США эти уровни и даже пара ступеней ниже – это политические назначения. Но, учитывая, что у нас, как в Штатах, нет возможности привлекать политических назначенцев, которые обладают и экспертизой, и управленческими навыками, из академических и исследовательских организаций и давать им там отсиживаться на высоких зарплатах, пока в Белом Доме сидит представитель другой партии, нам придется нанимать профессионалов, а не политиков. Пока среди профессиональных политиков не появится достаточное количество профессиональных управленцев.

Второе

– монетизация льгот государственных служащих. К сожалению, СМИ подхватили только тему монетизации. Монетизация – это инструмент, а не самоцель. Она позволит сделать две вещи: исключить непрозрачные, непонятные и потенциально коррупциогенные элементы (такие, как распределение жилья) и высвободить финансовые ресурсы для приведения зарплат чиновников к рыночному уровню. Именно оплата по медиане с фиксированной частью и переменной по результатам является целью предложения. Если мы хотим, чтобы профессиональные управленцы и эксперты с рынка, работающие на государственной службе, перестали быть исключениями из правил, а стали нормой, им необходимо предлагать понятный им компенсационный пакет и по составу, и по сумме. Понятно, что после всех расчетов, перед внедрением необходимо проводить жесткий кадровый аудит всех ведомств, где будет внедряться новая схема, потому что платить по рынку нужно тем, кто способен доказать собственную компетентность и профессионализм, которые рынком оцениваются именно на эти деньги. И здесь мы снова возвращаемся к прозрачным конкурсным процедурам. И,

третье

, «определение должностных лиц органов государственной власти, ответственных за реализацию мер по формированию современной системы государственной гражданской службы». Как бы бюрократично ни звучала эта фраза, это не про возрождение первого отдела, а про то, кто должен все это делать. Речь не идет о кадровиках, которые в большинстве ведомств и региональных органов исполнительной власти не имеют политической власти, необходимой для проведения реформ, и занимаются в лучшем случае кадровым учетом, а в худшем – еще и контрразведовательной деятельностью. Этот пункт говорит о том, что в каждом регионе, и каждом ведомстве должен появиться человек, чьим фокусом внимания являются Люди – их подбор, развитие, мотивация, оценка и пр. Это может быть (и должно быть!) первое лицо или один из первых заместителей. Главное – это должен быть человек, умеющий ценить и развивать людей и их таланты. Медведев сказал: «Реформировать государственную службу в нашей стране могут два человека – это президент и председатель правительства», – что говорит о его понимании того, что забота о человеческом капитале – это стратегическая функция, которая лежит на первых лицах. И это понимание дорогого стоит. Все эти поручения выложены в открытом доступе, а что написано в интернете, сложно вырубить чем-либо. Поэтому задача всех тех, кому не нравится власть, бюрократический аппарат, чиновники и прочие враги рассерженных горожан, – регулярно напоминать через все возможные каналы связи о поручениях, которые дал Медведев. И, может быть, получится, как и с «Глобальным образованием», и через пару лет честные, по конкурсу отобранные, профессиональные чиновники будут качественно делать свою работу, покупая квартиру в ипотеку на чистую зарплату на уровне среднего и высшего менеджмента российских и международных компаний.