На русском издан «путеводитель по мужскому стилю» «Настоящему мужчине» – перевод книги Алана Флассера «Dressing the Man». Издан, казалось бы, с бессовестным опозданием, учитывая, что оригинал впервые вышел в 2002 году. Но на самом деле как нельзя вовремя: в России запрос на внятный свод правил и законов составления мужского костюма (в том числе, делового) сегодня точно выше, чем десять лет назад. Тогда и вещей, о которых пишет Флассер, было не достать – по крайней мере, не покидая пределов страны. 

Флассер – автор и авторитет признанный и почти непререкаемый. В 80-х он выбирал Майклу Дугласу подтяжки и рубашку для съемок в первом «Уолл-стрит», потом заведовал своим ателье в Нью-Йорке. Написал несколько книг, названия которых состоят из разных комбинаций одних и тех же слов: «мужчина» и синонимов к слову «стиль». И, наконец, приложил руку к приложению BeSpeak. В общем, только и делал, что учил мужчин одеваться, – и потом уместил 30 лет опыта на 300 страницах последней (на данный момент, но вряд ли навсегда) книги. 


Страницы из книги

В издание, очевидно, вошло не все, что мог бы рассказать Флассер (надо же было что-то оставить для следующего), но очень многое. Оно одно вполне способно заменить стопку других книг, менее удачных из-за отсутствия иллюстраций (как «Костюм» Николо Антонджованни) или житейских примеров (как «Icon's of Men's Style» Джоша Симса). «Настоящему мужчине» досталось и то, и другое в правильной пропорции. Книгу щедро сдобрили фотографиями и разумно поделили на главы – так, чтобы можно было читать не по порядку и не от начала до конца, а выборочно и только про то, что надо. Чего уж там, можно вообще не читать, только листать, проглядывая картинки и подписи к ним, – отличие между модой и стилем, о котором автор постоянно твердит, все равно прояснится. Как и понимание того, что не получится слыть ценителем высокого качества, если надеяться только на низкие цены. Хотя в этом плане Флассер весьма демократичен и не настаивает исключительно на индивидуальном пошиве костюма, предлагая альтернативу вроде Brooks Brothers или Ralph Lauren. Марки, указанные Флассером в 2002 году как ориентиры, за десятилетие не растеряли актуальности. Персонажи, показанные им как примеры для подражания, не перестали быть героями: Фред Астер в полосатой рубашке с монограммой чуть ниже локтя, Кларк Гейбл с усами и трубкой, гладко выбритый Гэри Купер в клетчатом галстуке и клетчатом же пиджаке, Джанни Аньели «во всем блеске» и принц Уэльский во всей красе.


1. герцог Виндзорский 2. Кэри Грант 3. Фред Астер 4. Гэри Купер

Флассер дотошно указывает на разницу между тем, что хорошо и что плохо, когда ставит рядом две фотографии одного и того же мужчины в разных костюмах, чтобы доказать, что смуглому брюнету будет лучше в белой рубашке с черным галстуком, а не в серой. А голубоглазому румяному блондину, наоборот, насыщенный голубой цвет рубашки будет на пользу, в отличие от бледно-голубого или белого. Выглядит это как примитивный прием в духе рубрики «до и после», но Флассер, похоже, понимает, что ничем другим, кроме непоколебимых в своей наглядности аргументов, читателя не убедить. 

Быть может, подействовало бы еще и какое-нибудь крепкое словцо – но его в книге точно не найти. Не столько благодаря благовоспитанности автора, сколько из-за утонченности переводчика, точнее переводчицы. Не то чтобы женщине совсем не стоило лезть в мужское дело, но отказаться от уменьшительно-ласкательных не помешало бы. Так, глядишь, и удалось бы избежать «платочка в кармане», «полного очарования костюма в полоску», «элегантного силуэта ног» и куда менее элегантного мужчины «с животиком». Впрочем, вариант «мужчины с пузом» был бы менее несуразным, но в разы более возмутительным.

По Флассеру, кстати, у «настоящего мужчины» вполне может быть живот, но у него не может не быть костюма. Автор, конечно, не противится брюкам хаки и клетчатой рубахе по выходным и даже отводит этим вещам пару страниц где-то в конце. Но вообще-то книга все же про костюмы и написана для тех, на кого мысли о галстуке, старательно подобранном к носкам, не наводят тоску. А таких, если оглянуться, не так уж мало, а по задумке Флассера, видимо, должно стать еще больше.


Иллюстрации из книги