Питер Брейгель Вавилонская башня, 1563

Сотрудники, в совершенстве владеющие английским, могут быть не так уж полезны для бизнеса, как их коллеги без знания языка №1. А вот люди, обладающие богатым культурным кругозором и разбирающиеся в обычаях разных стран, могут стать драйвером международного развития бизнеса. Компания Education First представила результаты исследования Economist Intelligence Unit, которое объясняет, как именно культурные и коммуникационные барьеры влияют на развитие бизнеса. В его основу лег опрос 572 руководителей из разных стран мира, проведенный в феврале–марте текущего года. Slon публикует самые интересные факты из этого исследования.

Язык, бизнес и история

Профессор глобальной стратегии бизнес-школы IESE в Испании Пэнкейдж Гемавэт выяснил, что если две страны имеют общий язык и используют его в торговых отношениях, – эти отношения складываются на 42% успешнее, нежели в странах, ведущих совместный бизнес, но говорящих на разных языках. При этом страны, в которых когда-то существовали колониальные торговые связи, гораздо успешнее – на 188%. Например, в Китае, 68% прямых иностранных инвестиций в экономику Китая составили инвестиции из Сингапура, Гонконга. То есть, тех стран, где китайские этнические группы – самые большие. Прошлое помогает Великобритании быть более успешной, и ее торговля на 13% более эффективна именно благодаря общему культурному и торговому наследию между страной и ее колониями. Однако что делать тем компаниям и странам, у которых нет общего исторического прошлого или языка? По данным исследования, ¾ из опрошенных компаний убеждены, что будут работать в других странах через три года, одна из шести прогнозирует, что объем их международного присутствия сильно увеличится в ближайшее время. Поэтому больше чем половина опрошенных уверены, что уже сейчас важно выстраивать правильные отношения с партнерами из других стран. Насколько важным является международное сотрудничество для вашей компании?


Международное присутствие положительно влияет на финансовые показатели компаний. По данным исследования, почти две трети (64%) респондентов говорят, что это – решающий фактор в повышении производительности, поскольку преодолеваются культурные барьеры, необходимые для развития бизнеса. Примерно две из пяти опрошенных компаний (39%) убеждены, что стратегия и бизнес-операции должны извлекать максимум выгоды из международного сотрудничества. 55% считают, что улучшение отношений с клиентами на зарубежных рынках положительно сказывается на продажах.

Каким образом можно подтвердить развитие вашей компании в области международных связей?

Понятное дело, что связи важны, укреплять их нужно при помощи учета культурных и языковых факторов, но насколько глубоко можно укреплять эти связи и пересекать границы? Профессор Адлер из университета МакГилл считает, что есть три причины, объясняющие, почему у многокультурной команды есть большой потенциал.

Команды обладают естественно более широкими знаниями современных тенденций мира, и, таким образом, их решения более креативны и основаны на опыте. 

Они реже страдают от «мозгового центра», на них не оказывают давление с целью подчинить. 

Ментально и культурно разные люди, как правило, подходят к решению проблем по-разному, и в итоге производят более широкий спектр решений.... Еще одна причина того, что международные команды работают более эффективно, кроется в том, что сотрудники не работают в одном и том же месте. «В обычных командах вы можете потратить большую часть дня на болтовню, кофе или шутки, – считает HR-менеджер компании ABB. – Но когда вы находитесь в виртуальной команде, все, что вам нужно сделать, связано с вашей работой». 

Трудности перевода

Сталкивались ли вы когда-либо с проблемами, возникнувшими из-за недопонимания на поле международного сотрудничества? (в продажах, при слияниях или поглощениях, при прямых иностранных инвестициях) 

Существуют и риски – международное сотрудничество может ударить по кошельку. Например, бразильские и китайские бизнесмены (74% и 61% респондентов соответственно) отметили, что из-за международного сотрудничества они понесли финансовые потери, при том, что эти потери не были следствием неудачных сделок. Более ⅗ опрошенных компаний считают, что причиной могло быть отсутствие ясности в их внутренних международных связях: именно это привело к уменьшению производительности. То есть культурное многообразие нужно правильно использовать, иначе различия в менталитете лишь навредят. Исследование подтверждает, что различия в культурных традициях в сочетании с языковым разнообразием представляют наибольшую угрозу для этого. 

Что может вызвать наибольшее недопонимание? 

Исследование доказывает, что более ⅗ компаний-респондентов (61%) видят трудности в различии менталитета с зарубежными партнерами.

Насколько часто вы при общении с бизнес-партнерами из других стран сообщаете о том, что сталкиваетесь с трудностями?

Почти половина респондентов беспокоится из-за отсутствия инвестиций при разрешении конфликтов, связанных с культурными спорами. Трое из пяти респондентов из Бразилии и Франции считают, что их компании не уделяют достаточного внимания при найме на работу. 29% бразильцев сказали, что культурные различия значительно затрудняют их планы международной экспансии, в то время как только 12% руководителей сказали то же самое.
Когда компания нанимает сотрудника на работу на внутреннем рынке, то в перечень ее требований к кандидату входит свободное владение иностранным языком – как правило, английским.

При приеме на работу придаете ли значение тому, насколько хорошо кандидат владеет иностранными языками? 


Еще для 13% многоязычность – ключевой критерий отбора. В северном регионе, где концентрация претендентов-билингов на то или иное место особенно высока, сотрудничество с компаниями в других странах более эффективно. В итоге, только 36% опрошенных в этих странах считают, что их международной экспансии мешают разные языки и обычаи. В свою очередь, компании со штаб-квартирой в северном регионе гораздо больше уверены в своей способности вести переговоры. Английский язык по-прежнему является языком номер один. Однако, по мнению главы департамента HR в компании Focus Group, экс HR-директора в Korn/Ferry в Китае Лэн Канг, многие профессионалы могут быть просто не замечены по этой причине. «Западные транснациональные корпорации часто ограничивают себя английским языком и таким образом упускают людей с отличным опытом работы, но без владения английским. Нужно найти способы, чтобы брать их на работу, предлагая изучать язык».