Фото ИТАР-ТАСС/ Игорь Катаев

Сегодня Дмитрий Медведев, как и ожидалось, принял отставку губернатора Пермского края Олега Чиркунова, временно заменять его на этом посту будет экс-глава Минрегиона Виктор Басаргин. Slon снова публикует колонку экс-министра правительства Перми Николая Новичкова, который несоклько лет проработал с Олегом Чиркуновым:

Когда я собирался писать рецензию на работу Олега Чиркунова «Государство и конкуренция», я сначала было решил, что писать буду только о книге, не обращая внимание на практическую деятельность автора. В процессе работы над рецензией (а текст я переписывал дважды) я понял, что это категорически невозможно. Нельзя передать позицию автора, ориентируясь только на текст, особенно с учетом того, что проработал рядом с Олегом три года. В общем, стараясь по максимуму анализировать буквы и иногда посматривая в прошлое и возможное будущее, я решил сформулировать «pro et contra» политики Олега Чиркунова. Для начала – о книге. О чем она? О человеке, о работе, о мечте или о нереализованных планах? Видимо, обо всем этом и не только. О мечте автор начинает говорить уже на первых страницах, этой категорией автор и заканчивает. Быть губернатором-идеалистом в наше время – серьезная роскошь. Идеализм созвучен двум понятиям: «идея» и «идеал», – а это уже и есть мечта – сформулированное представление об идеальном состоянии объекта. Вы скажете, что это всего лишь словесные конструкции, а я скажу, что с этого начинается менеджмент. Вопрос, чем он заканчивается. Чтобы не впадать в лесть или критиканство, приведу несколько соображений, для того чтобы читателю было проще сформировать свое мнение о книге и авторе. Итак, начну, естественно, с достижений автора. Никто не будет спорить, что они есть. При этом я не буду приводить факты или статистику, а обращу внимание уважаемой публики на то, чем губернатор Пермского края, на мой взгляд, войдет в теорию и практику менеджмента и политики. 1. Разделение функций заказчика и подрядчика в государстве. Что это значит? Если я, предположим, министр культуры в традиционном российском регионе, то я изначально заинтересован в том, чтобы мои учреждения культуры как можно больше получали средств из регионального бюджета. При этом спросить с меня за качество культурного продукта невозможно. В Пермском крае в результате реализации функционально-целевой модели управления (она описана в книге) министру культуры учреждения культуры не подчиняются. Они управляются и финансируются другим вице-премьером регионального правительства, который заинтересован (по KPI) в экономии бюджетных средств. В итоге в руках министра культуры остаются только рычаги культурной политики, и он начинает думать уже не об интересах учреждений, а об интересах зрителя, то есть жителя и гостя Пермского края. У министра культуры тоже есть KPI, только они сосредоточены вокруг числа посетителей культурных событий, качества отклика в прессе и роста турпотока. 2. Государство должно закупать услугу, а не продукт. Об этом много говорится в данной работе Чиркунова. Приведу пример, совсем недавно касавшийся меня лично. В Перми нет очереди в детские сады. Это правда. И решение лежит не в том, чтобы вместо 10 садиков построить 100 (которые из-за демографической ямы будут скоро пустовать), а в том, чтобы передать людям деньги на руки, если они не хотят, чтобы их ребенок посещал муниципальный детский сад. Деньги невеликие (несколько тысяч рублей), но они позволили вырасти целой отрасли частных детских садов. 3. Минимизация государственной собственности. На странице 196 автор говорит: «Проблема государства в том, что оно огромно и не в состоянии контролировать все». Чиркунов много раз говорил своим подчиненным (цитирую по памяти): «Органы власти не бизнес. Вы не должны зарабатывать на рынке. Если есть объект собственности, не имеющий социального назначения, от него надо избавляться». Действительно, в Пермском крае нет коммерческих организаций (ГУПов), находящихся в краевой собственности, как нет краевой коммерческой недвижимости, автопарков и государственных СМИ. Все, что нужно для нужд органов власти, может вполне закупаться на рынке. Теперь я бы хотел обратиться к тому, что нужно было бы сделать в Пермском крае, но не было сделано. Касается ли это книги «Государство и конкуренция» непосредственно? Конечно, касается. Если автор претендует на целостный взгляд (а он претендует), то должен нести ответственность и за несказанное и несделанное. Я здесь не открою Америки, поскольку говорю это не в первый раз, но сказать об этом очень важно. Почему? Современное общественное развитие невозможно без самореализации. В нашей жизни существует всего четыре формы самореализации, которые, ко всему прочему, еще и пересекаются: это художественная самореализация, самореализация инновационно-научная, предпринимательская и гражданско-политическая. Почему скандал с арестом «Pussy Riot» ударяет и по инновационному потенциалу, и по бизнес-климату в России? А именно по той самой причине, что бессмысленно рассчитывать на что-то, если с политической самореализацией в твоем социуме не все в порядке. В Пермском крае сделано много хорошего, но далеко не все. Приведу несколько примеров. 1. Реальное местное самоуправление. Это однозначная задача на будущее. В книге об этом, конечно, сказано. Но в реалиях граждане пока не признали еще местное самоуправление своим собственным инструментом решения своих собственных местных проблем. И вопрос не в том, что граждане часто к этому не готовы, а в том, что нужно создавать институциональные основы развития местных сообществ. Как известно из современного маркетинга, спрос не родится без предложения. 2. Отношения власти и СМИ. В Пермском крае, как я уже говорил, нет государственных краевых газет и телерадиокомпаний. И это очень правильно! Но при этом существует государственное финансирование СМИ через покупку медиауслуги. Вроде бы все «по рынку», однако государственные заказы убивают рекламный рынок и развращают СМИ. У государства не может быть медиабюджетов. От этого необходимо как можно скорее отказаться, что, кстати, уже сделал Никита Белых в Кировской области. 3. Наконец, самое важное. Олег Чиркунов много говорит и пишет о стратегии региона как о соглашении между исполнительной и законодательной ветвями власти о долгосрочных целевых показателях развития края. «Открытые коды управления регионом» приведены в приложении в книге «Государство и конкуренция». Все, действительно, правильно. Стратегия – это дорожные знаки движения. Но есть вопросы к субъектам договора. Какова ответственность регионального парламента и правительства за реализацию стратегии? Каковы инструменты воздействия на стороны договора? Чиркунов много говорит о сильном парламенте как носителе власти в регионе. Но он (парламент) будет горластым и безответственным до тех пор, пока не начнет формировать правительство края. Все просто: договорились и действуем. Только стратегию надо подкреплять полномочиями, а полномочия – это формирование регионального правительства. Переход к принципам парламентской демократии, как это ни парадоксально, может значительно укрепить устойчивость регионального развития. Почему губернатор не сделал этот шаг? Без него, боюсь, стратегирование обречено на профанацию. Есть еще плюсы политики Олега Чиркунова, переходящие в минусы. Кратко остановлюсь и на этом аспекте. 1. Губернатор любит сотрудничать с лучшими, то есть со «звездами». Это, на самом деле, очень хорошо: лучшие люди дают лучшие практики, что можно наблюдать на целом ряде проектов в Перми. Но это было бы просто идеальным, если бы рядом с «лучшими» находилось бы место «хорошим», тем, кто мог бы в будущем тоже стать «звездами», но из-за того, что их когда-то недооценили, они либо ушли, либо так и остались «подающими». За это, однозначно, несет ответственность первое лицо и никто другой. 2. Следующая проблема связана с предыдущей. Олег Чиркунов обожает делегирование. Это опять же неплохо, но не на сто же процентов! В итоге, у губернатора, по сути, нет личной проектной территории. Как результат: многие важные дела не доведены до конца, почти полностью провален, например, федеральный GR, да и многих «звезд» Пермский край тоже не смог привлечь или удержать. 3. Наконец, еще один плюс, переходящий в минус. Олег Чиркунов не любит публичность. Вы скажете, что это редкое достоинство. Все правильно, но только не на должности, которая в обязательном порядке предполагает публичность. Как ты будешь продвигать свою идеологию, если не собственным авторитетом? Это могли бы делать соратники-«звезды», но где они? Теперь вернемся к мечте, то есть к тому, о чем, на самом деле, и написана книга «Государство и конкуренция». Каково будущее Пермского края? Вопрос, безусловно, открытый. У этой территории еще есть все шансы стать одним из самых удобных для жизни, творчества и бизнеса регионов. Дай бог мудрости его жителям. Сейчас все зависит от них. А автору я желаю дальнейших творческих успехов и при жизни увидеть воплощение своей мечты. «Все впереди!»