Фото: Flickr.com/eBook Reader

Microsoft и Barnes&Noble объединяют усилия на рынке е-книг. Крупнейший книжный ритейлер США выделил свой электронный бизнес в отдельное подразделение (пока оно даже не имеет названия и обозначается просто NewCo) и продал почти 18% новой компании софтверному гиганту за $300 млн. Таким образом, Microsoft оценил е-ридер Nook и одноименный онлайн-магазин в $1,7 млрд, что вдвое больше, чем рыночная стоимость всего Barnes& Noble (наглядный пример того, что думают инвесторы о будущем печатных книг). Помимо наличных за долю в компании, Microsoft вложит в нее еще $300 млн в течение пяти ближайших лет.

Поразительно, но факт: сделку двух крупнейших в своих областях компаний нельзя назвать иначе, чем альянсом неудачников. И Microsoft, и B&N не добились больших успехов на бурно растущем рынке мобильных устройств и мобильного контента. И если книжный ритейлер остается одним из ключевых игроков индустрии е-ридеров, то с мобильной платформой Windows дела обстоят совсем плачевно.

B&N: сгибаясь под напором Amazon

В сравнении с конкурентами по рынку печатной книготорговли, Barnes&Noble чувствует себя неплохо (особенно на фоне другой книготорговой сети национального масштаба, Borders, прекратившей существование в прошлом году). Такое положение связано, прежде всего, с успешной электронной стратегией компании: она заблаговременно начала готовиться к безбумажному будущему и уже в 2009 году создала собственный е-ридер Nook, почти ни в чем не уступающий безусловному лидеру рынка, Kindle от Amazon, и обеспечила владельцев своего устройства разнообразным контентом. 

На поприще мобильных технологий B&N добился несомненных успехов. Так, одна из моделей, Nook Color, стала, по сути, первым бюджетным планшетом на модифицированной платформе Android – путь, по которому пошел и Amazon, выпустив год спустя куда более успешный планшет Kindle Fire.

И тем не менее, книготорговой сети все сложнее конкурировать с Amazon. В последнем квартале прошлого года гигант онлайн-ритейла контролировал более 75% рынка е-ридеров, в то время как на долю B&N приходилось чуть более 21% (впрочем, и это огромный успех, например, по сравнению с Sony, которая из ключевого игрока отрасли превратилась в безнадежного аутсайдера с жалкими 0,8%). В прошлом месяце ситуация для соперников Amazon еще более осложнилась: интерес министерства юстиции США к состоянию рынка е-книг привел к фактическому обрушению агентской модели и позволил Amazon вернуться к политике низких цен. Мало кто сомневается, что конкурентам Amazon (прежде всего, Barnes & Noble), не располагающим «бездонными карманами» интернет-ритейлера, не удастся долго сопротивляться его бешеному напору. Иными словами, перспективы B&N и на этом рынке выглядят отнюдь не радужными.

Microsoft: аутсайдер мобильного рынка

Созданная Биллом Гейтсом компания остается гигантом программного обеспечения для обычных компьютеров (и, благодаря связке Windows-Office, сохраняет сумасшедшую прибыльность). При этом будущее Microsoft туманно, а ее деятельность по развитию собственной мобильной платформы иначе как провальной назвать трудно.

После того как Android вытеснил с рынка безнадежно устаревшую Windows Mobile, Microsoft сосредоточила усилия на новой версии своей мобильной ОС – Windows Phone. Однако похвастаться компании пока нечем: в первом квартале этого года доля Windows Phone на рынке мобильных устройств не достигала и 4%, и многие эксперты полагают, что она и дальше будет сокращаться. Не привел к успеху и альянс с Nokia: несмотря на вливания со стороны Microsoft в размере $250 млн ежеквартально, финский производитель продолжает терять позиции с катастрофической скоростью. Всего за год доля Nokia на рынке смартфонов сократилась с 29% до 12% (в 2009 году, до отказа от собственной платформы Symbian в пользу Windows Phone, компания контролировала более 40% этого рынка). Lumia 900 – смартфон Nokia на Windows Phone – был встречен пользователями, мягко говоря, прохладно: он имеет наивысший процент возвратов за всю историю телефонов финской компании. Подливает масла в огонь и действующий по сей день бойкот платформы Windows Phone со стороны операторов мобильной связи, вызванный покупкой Microsoft интернет-телефонного сервиса Skype – на прошедшем вчера собрании акционеров Nokia ее генеральный директор Стивен Элоп прямо признал, что этот фактор негативно влияет на продажи смартфонов Nokia.

На фоне неудач мобильной платформы от Microsoft другие производители отнюдь не спешат переходить на Windows Phone: так, на прошлой неделе о полной потере интереса к этой OS сообщила LG, а безусловный лидер этого рынка Samsung не намерен использовать ее до появления новой версии Windows Phone 8 Apollo.

Синергия или союз обреченных?

Что выиграют обе компании от нового альянса?

Microsoft получает доступ к гигантской ритейловой сети: более 700 книжных магазинов в США и почти столько же магазинов учебной литературы в колледжах и университетах. Как ни странно, розница оказывается чрезвычайно важным фактором в продвижении мобильной платформы – парадокс, доказанный невероятным успехом ритейлового проекта Apple. А факт бойкота Microsoft со стороны операторов (а в США практически все розничные продажи смартфонов контролируются ими) делает наличие собственной сети просто необходимым условием выживания Windows Phone. Тем более, что сотрудники B&N уже имеют опыт продаж мобильных устройств: в каждом магазине сети есть отдел Nook.

Немаловажным может оказаться и опыт B&N в области производства «мобильного железа»: ритейлер доказал, что способен выпускать чрезвычайно удачные планшеты. Эти наработки станут полезными Microsoft уже в конце этого года, когда появится Windows 8, специально оптимизированная под планшетные устройства, и компании понадобится аппаратная платформа. Впрочем, пока B&N вроде бы не намерен отказываться от Android на своих е-ридерах и планшетах.

Понять, что выигрывает B&N, несколько сложнее. Доступ к магазину приложений Windows Phone вряд ли важен, учитывая ничтожно малую долю рынка этой OS. Впрочем, ответ напрашивается сам собой: деньги. Карманы Microsoft не менее глубоки, чем у Amazon, и возможно, союз с ней даст B&N новые силы для продолжения битвы с лидером рынка е-книг. Тем более, что в этой битве у альянса есть преимущество, которого нет у Amazon: мощная сеть розничных магазинов. Правда, до сих пор гигант онлайн-торговли отлично справлялся и без нее…