Фото: REUTERS/Sergei Karpukhin
Сегодня на Красной площади состоялось празднование 67-ой годовщины со Дня Победы. На парад пришли почти 1500 ветеранов, причем подавляющее большинство — в военной форме, на которой были закреплены ордена и медали. У многих на глазах наворачивались слезы, искренность которых не может и не должна подвергаться сомнению. Именно поэтому я люблю парад.
Между тем мало кто знает, что несколько лет назад в Министерстве обороны рассматривалась возможность упразднения парада. Когда я впервые услышал подобный разговор, поверить в это было сложно. В голове возникали вопросы «как?», «зачем?», «для чего?».
Ситуация выглядела следующим образом. После грузинской кампании 2008 года стало очевидно, что российская армия вовсе не столь боеспособна, как представлялось. Дмитрием Медведевым было спущено указание к старту глобальной реформы армии, приданию ей нового облика. И одной из сторон придания этого облика стала активизация боевой подготовки войск. Никаких посторонних действий, исключительно боевая составляющая. Ничего лишнего.
Лишним вполне мог стать и парад в честь Дня Победы, поскольку в эту концепцию никак не вписывался. В разговоре со мной один из полковников центрального аппарата Минобороны обмолвился, что 65-ый Парад Победы должен был стать последним, поскольку в концепцию новой армии не вписывалось отлучение порядка 15 тыс. военнослужащих от несения боевого дежурства. Да и демонстрация лучших образцов военной техники являлась не самым, с прагматичной точки зрения, необходимым атрибутом.
В целом, максимальная прагматика стала символом военного ведомства эпохи Анатолия Сердюкова. Сокращение, уменьшение, компактизации. Но сокращать можно численность армии, уменьшать — суммы контрактов на закупки вооружений и военной техники, а делать компактными — штабы и главкоматы. Ничего из этого нельзя делать с парадом Победы. Это, пожалуй, единственный праздник, который остался в том виде, в котором изначально и задумывался. Для любого человека в погонах (и неважно, сколько на них звезд), да и не в погонах, в принципе, тоже — это родной праздник, тот, который каждый из нас когда-то увидел впервые. К армии — прошлой, нынешней, будущей — можно относиться по-разному. Парад Победы — только любить.
Я смотрел сегодня на то, как по брусчатке Красной площади, чеканя шаг, проследовали сводные полки Сухопутных войск, Военно-воздушных сил, Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск, Воздушно-десантных войск, а также войск радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск. Как маршировали в составе парадных расчётов батальоны Железнодорожных войск, дивизии оперативного назначения Внутренних войск МВД. Смотрел как двигаются танки Т-90, БТР-80, самоходные установки оперативно-тактических ракет «Искандер», реактивные системы залпового огня «Смерч», самоходные артустановки «Мста-С», боевые машины комплексов «Бук-М2», мобильные ракетные комплексы «Тополь-М», восемь пусковых установок зенитной ракетной системы С-400 «Триумф», восемь новейших зенитных ракетно- пушечных комплексов «Панцирь-С1»… В такие минуты какими бы ни были твои политические, патриотические, хоть какие взгляды, ты испытываешь гордость. Это чувство возрастает в разы, когда звучит «Прощание славянки».
На сегодняшний день вопрос отмены Парадов Победы столь остро уже не стоит, у министра не поднялась рука, чтобы озвучить эту идею на более высоком уровне и придать кулуарным разговорам статус официальных. Но если бы подобный указ был подписан, то многие бы ратовали за то, чтобы министр снял погоны с плеч и уволился. В случае с Анатолием Сердюковым было бы достаточно просто второго.