Алексей Майоров, руководитель департамента региональной безопасности Москвы, накануне вечером дал большое интервью телеканалу «Дождь» и Slon. В беседе со Slon Майоров рассказал, что ответственность за насилие на Болотной площади лежит на организаторах митинга и шествия, полиция действовала адекватно ситуации и ошибок не допускала. Отвечая на вопрос о том, почему по городу ходит человек с муляжом автомата и его не задерживают, а белая лента на одежде является достаточным основанием для задержания, Майоров сказал, что в Москве проходит много театрализованных действий и «если человек с автоматом ходит, что его сразу хватать?». Про приказ задерживать всех с белыми лентами Майоров ничего не знает.
Про Болотную и 6-ое мая
– Какая доля ответственности за насилие на Болотной лежит на полиции? Зачем было выстроено второе оцепление перед пустырем у Дома на набережной?
– Само мероприятие на Болотной площади было согласовано с организаторами. Все условия его проведения, связанные с маршрутом, порядком сбора, местом проведения митинга, с установкой соответствующим образом сцены – все было заранее оговорено. Территория любого мероприятия соответствующим образом огораживается для обеспечения его безопасности.
С учетом заявленного количества участников, а было заявлено 5000 человек (фактически пришло, по нашим подсчетам, 8000) мы выгородили территорию на 15 000 человек. В основном люди, которые пришли на митинг и шли впереди, спокойно прошли, встали у трибуны (около 3000 человек) и мирно ждали начала митинга.
Если анализировать публичные акции, стоит отличать митинг от шествия. Митинги традиционно не такие пестрые и разнообразные по составу, а вот шествия, которые случились, как и в конце года, так и в феврале–марте, традиционно содержат две большие группы людей. Первая – люди, которые пришли по велению души, по своему убеждению (их 30%), вторая – представители различных партий, общественных убеждений, которые встают под свои лозунги и флаги и не пускают никого в свои ряды. Как бы боятся провокаций…
Вся первая группа, по моим оценкам, это около 3000 человек в этот раз, спокойно шла вперед по установленному маршруту (так было и на предыдущих митингах). А вот организованная группа с флагами «Солидарности» и «Левого фронта» подошла к полицейскому кордону и сели на дорогу.
Те, кто шел впереди, закрыли этот проход. Не полиция, те, кто устроил сидячую забастовку. Мы просили их отойти. |
– А почему ОМОН не мог отойти? Я не состою ни в одном политическом движении, но я оказался внутри «Левого фронта» и видел своими глазами, что людям просто некуда было идти.
– Почему 3000 спокойно прошли, а остальные почему-то не могли пройти?
– Почему в таком случае форс-мажора ОМОН стоит на своем, как на войне: ни пяди врагу, никуда не отойду?
– Мы обратились к организаторам, с тем чтобы объяснить, в чем смысл тех действий, которые они предприняли, с учетом того, что именно один из организаторов митинга, в частности Сергей Удальцов, был инициатором этого сидения. И Гудков выходил. К ним подходили общественные наблюдатели. Они отказались разговаривать на тему организации мероприятия.
– Был осуществлен прорыв, потому что людям было некуда идти...
– Конечно, потому что те, кто шел впереди, закрыли этот проход. Не полиция, а те, кто устроил сидячую забастовку. Мы просили их отойти. Мы оценивали эту ситуацию и понимали: на сколько бы мы ни отошли, они сидят уже, все.
Если организатор собирает такое большое количество людей, он должен уметь их держать. Спровоцировать на что-то – это легко. |
– То есть вы считаете, что это полностью вина организаторов митинга?
– Ну, если часть людей проходит, а какая-то часть остается и зачем-то садится, и не проходит.
– Что с избиениями мирных людей?
– Многих людей просто использовали организаторы для создания массовости эффекта.
– ОМОН должен понести наказание?
– Сейчас ведется следствие по этому делу – будет дана соответствующая оценка и действиям организаторов, и действиям ОМОНа.
– То, что ОМОН не отошел до Большого каменного моста, – это ошибка? Признайте.
– Цепочки и все прочее были рассчитаны на то количество людей, которое должно было пройти, которое было заявлено. А потом пошел какой-то сбой. Мы пытались его урегулировать, но никто не шел на контакт. Какое условие не выполнено? Почему они не пошли разговаривать?
Я считаю, что со стороны мэрии все условия были выполнены. И никаких претензий не последовало, да, задним числом все будут говорить. Но на месте никаких вопросов к нам и никаких претензий к мэрии не заявлялось. Мы видим пока только одну сторону. Все готовы дать оценку деятельности правоохранительных органов.
Вы что думаете, власть сумасшедшая, накануне всех этих мероприятий провоцировать вот это вот все. Я таких людей во власти не встречал. |
Если бы я приехал из другого города в Москву на митинг, на который меня позвали, а потом так жестоко обманули, я бы был зол на все. И на полицию. И в какой бы форме у меня выражался протест, я не знаю, зависит от характера. Но людей так обманывать нельзя. К тому же формы взаимодействия на любой акции четко обговорены, все знают друг друга, компромиссы и все прочее. Были и более сложные ситуации, и мы все равно договаривались. Но организаторы приняли совершенно другое решение. Не мы только подходили, не только Гудков, когда с ними разговаривал Лукин, они демонстративно отворачивались. Когда подлетали журналисты НТВ – тоже отказывались говорить. Если организатор собирает такое большое количество людей, он должен уметь их держать. Спровоцировать на что-то – легко. А удержать и провести, и сказать людям, для чего ты их собрал, – не так. Люди пришли к трибуне и ждали, когда начнется мероприятие, чтобы что-то послушать. Для некоторых это их гражданская позиция. Кто-то надел ленточку и пошел – это тоже надо уважать. Сам факт существования этой позиции заставляет всех соизмерять свои действия, а вот действия организаторов перечеркивают все положительное, что было. И сегодня мы говорим не о демократическом процессе и регистрации партий. И вы говорите, что власть провоцировала. Вы что думаете, власть сумасшедшая, накануне всех этих мероприятий провоцировать вот это вот все? Я таких людей во власти не встречал. Мы анализировали, как такое могло произойти, где была совершена организационная ошибка в ходе подготовки?
– И где?
– Ошибка была в головах организаторов, была поставлена цель – совершить провокацию, она была совершена.
– А правоохранительные органы где ошиблись?
– Первая оценка – они действовали адекватно ситуации. Можно ли было что-то сделать по-другому? Да. Я сейчас не буду об этом говорить, специалисты придут, поднимут нормативные документы и видеозаписи – и дадут оценку. На мой взгляд, они действовали адекватно, с большей или меньшей эффективностью. Если был момент, где человек превысил свои должностные полномочия, то с конкретными случаями надо разбираться. Говорить, что все превысили, – неконструктивно.
Как согласовывали «Марш миллионов»
– Расскажите, как согласовывался этот митинг? Почему так долго проходило согласование?
– Было два этапа переговоров. Первый проводился с Удальцовым, Давидисом, Митюшкиной. Была и вторая заявка на 25 000 человек от Марка Гальперина. В ходе первых переговоров с участниками мы сказали, что все пространства будут заняты либо мероприятиями, связанными с празднованием Победы, либо велогонкой «Кольца вокруг Кремля» (мы ее сняли, попросили организаторов перенести ее на другой день и время). Мы предложили организаторам сначала объединиться с учетом заявок на 30 000 человек и провести его спокойно, без каких-то проблем на Фрунзенской набережной с митингом у Андреевского моста (пешеходный мост). О чем была уведомлены соответствующим образом одна и другая сторона. Митюшкина и Удальцов сразу откликнулись и сказали, что будут думать по этому вопросу, а Марк Гальперин занял какую-то непонятную позицию: сначала сказал, что объединюсь со всеми, потом сказал, что «нет», буду проводить, несмотря ни на что, эту акцию. Развернул агитационную кампанию на своем блоге, для того чтобы пригласить людей, которых, как я понял, он объединяет, на Манежную площадь и на Площадь Революции. Ему жестко и ясно дали понять, что эта акция не может состояться, потому что все места уже заняты. Мы проинформировали прокуратуру, и ему было направлено соответствующее уведомление.
С учетом того, что мероприятие анонсировалось давно,нужно было найти компромисс. Удальцов, Митюшкина, Давидис предложили провести шествие от Калужской площади до Болотной. А за это они снимают мероприятие 1 мая, которое им было согласовано.
Почему сквер Болотной площади был закрыт? Не было необходимости его открывать с учетом количества участников |
– А согласовывались ли возможность прийти на Манежку Удальцову, Митюшкиной и Давидису?
– Мы сразу объяснили, что прийти туда просто не получится. Мы быстро нашли взаимопонимание. Что касается дальнейших моментов. Сначала мы согласовали само место. После того как в последний момент сняли велогонку и вынесли ее из центра города, возникла возможность и снять движение по Якиманке, и организовать проход. Как только мы договорились со всеми структурами, которые проводили свои мероприятия, мы согласовали это мероприятие.
– Вы понимали, когда выписывали разрешение на 5000 человек, что, вероятно, придет больше?
– Я рассчитывал, что, может, придет чуть больше 8000 человек, потому что в разных электронных средствах массовой информации записалось чуть более 7000 человек. С учетом готовности некоторых приехать из некоторых регионов мы и подготовили место под 15 000 человек.
– Получилось значительно больше?
– На митинг собралось 8000. Это те, кто поднялся из метро и прошел через рамки на Калужской площади..
– Почему именно в этот раз сквер Болотной площади был закрыт?
– Не было необходимости его открывать с учетом количества участников
6-го – это не система. У кого-то из организаторов произошел какой-то эмоциональный всплеск неудовлетворенности чем-то. Человек вот решил себя так проявить, решил вспомнить молодость. |
– А если бы организаторы заявили бы 50 000?
– Мы бы подготовили площадку под 50 000 человек. Мы неоднократно спрашивали Удальцова. 5000 человек – это достаточно? Мы обращали внимание, что записавшихся больше. Он говорил, «нет, этого достаточно». Лично я ему неоднократно предлагал увеличить количество участников. Вдруг Гальперин приведет 30 000.
– До сих пор никто не видел такого усиления на Крымском мосту. С чем было связано такое усиление?
– Всё движение, которое было связано с этим мероприятием: все интервью, всё, что было в интернете – были направлены на то, чтобы не просто провести это мероприятие, но остаться после него как можно дольше.
– Вы этого понимали вначале?
– Мы понимали, что подобные провокации могут быть. Мы оценили количество людей, которые в таких провокациях могли бы участвовать с учетом Пушкинской площади.
Власть должна сделать комфортной жизнь москвичу. |
– Была ли у вас возможность и способ удержать людей, которые не хотели участвовать в прорывах, от этого?
– Мы давали комментарии, мы предупреждали
– 6 мая, при подготовке какие у вас были контакты с федеральным центром по поводу этого мероприятия? Ведь день был накануне инаугурации президента.
– Было общее положение, чтобы все прошло спокойно. И не было никаких провокационных действий, которые бы повлияли на последующие события, которые должны были проходить в последующие дни.
– Я просто не понимаю: я плачу налоги, содержу полицию, потом выхожу на улицу гулять, полиция пытается меня бить. Как так, объясните? К чему все это?
– Я считаю, что то, что случилось 6 мая, – это не система. У кого-то из организаторов произошел эмоциональный всплеск неудовлетворенности. Человек решил себя так проявить, решил вспомнить молодость. Но если он считает, что может заработать авторитет так, это неправильно.
– Это страшно – то, что вы делаете. Винить, кроме вас, – некого.
– Я вам скажу крамольную вещь. Почему мы все это проводим, что бы ни произошло в городе: перекрыли мы движение под Удальцова, перекрыли мы движение под профсоюзы, под «Народный фронт» – москвич одинаково недоволен. Ему не нравится. И мы должны искать компромиссы, чтобы минимизировать это недовольство. Власть должна сделать комфортной жизнь москвичу.
Про инаугурацию и «гуляния»
– Дайте, пожалуйста, вашу личную оценку тому, что сейчас происходит на улицах Москвы, это правильно, нормально или правоохранительные органы, превышают свои полномочия?
– Что конкретно? Что правильно, и в каких конкретных случаях правоохранительные органы превышают свои должностные полномочия? Если мы говорим о проведенных мероприятиях, связанных с целым комплексом выходных и Днем Победы, прежде всего, то мы можем сказать, что правоохранительные органы отработали очень хорошо. Не было допущено никаких эксцессов, особенно 9 мая, когда весь центр города превратился в пешеходную зону.
– Почему в следующие дни было произведено так много задержаний, на каком основании действовала полиция, когда задерживала гуляющих?
– Большое количество относительно чего? Давайте, говорите, место, время, фамилия?
Ни одного гуляющего человека, не нарушившего нормативные положения, задержано не было. С людьми, которые создавали проблемы, связанные с нормальной жизнедеятельностью города, проводились определенные действия. |
– Китай-город, 7 мая, 10–15 человек было задержано на моих глазах, 7-8 мая, Чистопрудный бульвар – примерно столько. Далее по списку, в течение четырех дней я был на улице, наблюдал, могу вам все перечислить, что видел сам...
– Ни одного гуляющего человека, не нарушившего нормативного положения задержано не было. С людьми, которые создавали проблемы, связанные с нормальной жизнедеятельностью города, проводились определенные действия. Те, кто не подчинялся требованиям властей: действовать в рамках существующих в городе норм приличий, – тех задерживали, проводили беседы и отпускали.
– Я лично слышал указание одному из офицеров задерживать «всех, кто с белыми лентами». И оно исполнялось.
– Такого указания я не слышал. Надо опубликовать с комментарием. Я такого не слышал. Я видел, как белые ленты раздавали сторонники Мавроди. Что, теперь отнимать и кричать? Если у вас есть информация, которая требует соответствующей оценки, передавайте в следственные органы.
– Он не представился, несмотря на мою просьбу.
– У нас есть надзорные органы, органы собственной безопасности. Вперед.
Те, кто не подчинялся требованиям властей: действовать в рамках существующих в городе норм приличий, – тех задерживали, проводили беседы и отпускали. |
– Четыре дня ОМОН буквально охотился за людьми, которые не нарушали никаких законов. Охота прекратилась ровно после того, как Навальный и Удальцов были осуждены на 15 суток ареста, теперь люди гуляют свободно. Странное совпадение?
– Я не вижу взаимосвязи. После 6 мая и определенных событий, которые произошли на Болотной площади, которые, на мой взгляд, были замыслом определенных лиц, по инерции люди стали по городу проводить различного рода действия, а полиция на них адекватно реагировала. Посмотрите, как это было, сначала почти никто ни с кем не разговаривал. После того, как поняли, что движение это и гуляние – вся Москва гуляла, особенного 9-го – правоохранительные органы вошли в контакт с гуляющими, объяснили правила. К ним подходил вчера и позавчера сотрудник полиции, который объяснил, что недопустимо проведение митингов и шествий, а также предупредили об употреблении спиртных напитков. И все соответствующим образом себя вели.
– А почему предыдущие четыре дня полиция не входила в контакт, а все делала иначе? Полиция брала всех: адвокатов, журналистов, иностранных корреспондентов.
– Некоторых депутатов не брали, они сами залезли в машину
– Задержали главного редактора журнала «Большой город», главного редактора журнала «Афиша», который просто вышел из редакции. Зачем столько полиции, кого вы боитесь?
– Полиция у нас никого не боится, она обеспечивает порядок. Давайте определимся: если мы хотим просто пойти погулять группой товарищей, правительством Москвы было предоставлено достаточно площадок для проведения гуляний. И каждый мог выразить себя как хотел. Кто-то танцевал, кто-то пел песни, кто-то просто гулял по паркам и скверам, все это было нормально. Но потом вышла какая-то группа, которая тоже гуляла. Кто они такие? Кто вы такие, вы говорите «мы»? Мы с вами в разговоре ходим по кругу. И мы не придем к одному мнению очень долго.
Вчера очень много было театрализованных представлений. Я уж не говорю про детей. Все одевались в военную форму. Сфотографировать его с «калашниковым» – несложно. |
– В течение вчерашнего дня человек во время проведения массовых мероприятий гулял мимо полиции с муляжом «калашникова». Как такое может быть?
– Вчера было очень много театрализованных представлений. Я уж не говорю про детей. Все одевались в военную форму. Сфотографировать его с «калашниковым» – несложно. А в Лужниках был игровой эпизод войны, они одели людей в немецкую форму... Можно их сфотографировать и сказать – смотрите, что делается в Москве 9 мая. Так же и здесь. Это вырвано из контекста. Он считает себя военным, хотя никогда не служил, взял игрушечный автомат – что же, если он с автоматом, его нужно хватать? Мы посмотрели на него и отпустили.
– Омоновцы задерживали завтракавших людей у «Жан-Жака» и «Джон-Донна», слышали об этом? Какая оценка?
– Это конкретный эпизод надо обсуждать? Да их много… Были лучше, были напряженнее, но в целом обстановка в городе нормальная.
– А зачем было столько ОМОНа на улицах после инаугурации и во время?
– Расчеты количества ОМОНа и сил правопорядка были сделаны правильно. Было много культурных мероприятий, и все бульварное кольцо было в концертных точках.