ICONS, чтобы было понятно, представляет собой приличное число работ, объединенных темой переосмысления религиозного искусства. Понятно, что эта тема всегда вдохновляла художника, и такие известные актуальные мастера как Дмитрий Врубель, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, группа RECYCLE и др. тоже не могли не сказать свое слово в этом разговоре. Вообще, по замыслу куратора выставки Марата Гельмана, она была призвана именно активизировать и актуализировать разговор о роли и месте религиозного в культуре и жизни. В России, как это часто бывает, не проговорены многие вопросы, в том числе, взаимодействие религиозного и светского. Икона и храм – это территория религии? Конечно! Но, это еще и территория культуры, поскольку эти объекты часто являются произведениями изобразительного или архитектурного искусства. В Краснодаре все начиналось неплохо: работы собраны, для выставки предоставлен краевой выставочный зал изобразительных искусств в самом центре города, интерес к выставке – громадный. Конечно, Марату Гельману очень многие говорили, что Краснодар – традиционный город, что здесь нельзя поднимать религиозную тему, что здесь казаки и прочее. Все эти аргументы понятны, как понятны и контраргументы: что на дворе – XXI век, и с искусством бороться бесполезно. В общем, 15 мая ближе к 18:00 около выставочного зала начали собираться люди: обычные и необычные. Первые хотели посмотреть выставку, и таковых было человек 500, а вот вторые, каковых насчитывалось человек 50, имели совсем другие намерения. Многие из этих «необычных» были одеты в некое подобие, как им, видимо, кажется, военной формы начала прошлого века, а некоторые, наверное, поленились и пришли в «мирском». Короче, в 6 часов вечера человек 20 из этого маскарада встали «цепью» около входа в выставочный зал с твердым намерением никого не пустить на открывающуюся выставку, что им, собственно, и удалось. Вы спросите, а что же наша доблестная полиция? Она в этот раз была на высоте! Никого не била дубинками, не пускала слезоточивый газ и никому не заламывала руки. Конечно, грозный подполковник должен был сохранить лицо, а посему зычным басом требовал «освободить проход» и даже отдал приказ полиции оттеснить «цепь» от входа. «Цепь», конечно, оттеснили, но организаторы этого «стояния», никуда не делись (их никто, видимо, и не собирался задерживать), а вход в выставочный зал теперь уже был закрыт полицией. Прошла информация, что поступил звонок о том, что здание заминировано. Однако жильцов 9-ти этажного дома (а выставочный зал занимает первый этаж высотки) никто не эвакуировал, да и кинологи с собакой явно не торопились. В 19 часов с минутами тот самый грозный подполковник сообщил, цитирую, что «выставки не будет», и призвал всех разойтись. Не хочется об этом думать, но, почему-то, сложилось впечатление, что он пришел именно ради этой фразы. Ряды «ряженых» встретили новость с понятным ликованием, и некоторые из этой клоунады стали расходиться. Однако никуда не торопилась группа бритоголовых молодых людей, видимо, намеренных удостовериться в окончательной победе. Я подошел к одному из очевидных вожаков и спросил, против чего они борются. С учетом мой среднерусской внешности он, наверное, принял меня за сочувствующего их «борьбе» и довольно складно рассказал про евреев, гомосексуалистов и прочих «плохих», а потом добавил, что в хорошие времена «их всех» сжигали в печах. Здесь мне стало совсем все ясно – и про «хорошие времена», и про то, что всех (не только евреев и гомосексуалистов) может ожидать в будущем: сначала выставки срываем, потом книги в костер бросаем, а там, глядишь, и до людей доберемся. Краснодар меня, мягко говоря, удивил, а вот власти придется выбирать, с кем она: с «черносотенцами» и бритоголовыми или с культурой.