REUTERS/Yves Herman

В этом году в отборочную комиссию Каннского фестиваля было прислано 1719 полнометражных художественных фильмов (то есть отборщику нужно смотреть по четыре с половиной фильма в день – если работать круглый год без выходных и праздников). По признанию Тьери Фремо, художественного директора фестиваля, «мы очень справедливы в начале, но крайне несправедливы в конце». Из валового потока кинопродукции Фремо выбрал несколько десятков фильмов, вошедших в официальную программу фестиваля. Однако лишь 22 фильма – лучшее, что сделано в искусстве кино в 2012 году, – претендуют на «Золотую Пальмовую ветвь».

Шотландский виски и австрийская любовь

В конкурсе нет ни одного дебюта, а несколько мэтров, включенных в соревнование, по слухам, пытались даже отказаться от этой чести. Например, Кен Лоуч, представляющий в Каннах британский кинематограф с шотландской комедией «Доля ангела» («Angel's share»), уговаривал Фремо показать фильм вне конкурса. Фильм по сценарию давнего соавтора Лоуча Пола Лаверти рассказывает о рядовом жителе современного Глазго – безработном юном папаше по имени Робби, который решает добиться светлого будущего для своего новорожденного сына при помощи традиционного народного средства – виски. 

Австрийский корифей Михаэль Ханеке, обладатель Золотой Пальмовой ветви 2009 года («Белая лента»), а также Гран-при фестиваля («Пианистка», 2001) и приза за лучшую режиссуру («Скрытое», 2005), от участия в конкурсе не отказывался, и его новую ленту «Любовь» считают одним из самых очевидных фаворитов. «Любовь» – камерная семейная история о ненависти. Сценарий фильма Ханеке написал сам, отчасти на автобиографическом материале: дочь-музыкант вынуждена навестить своих престарелых родителей-музыкантов, поскольку с матерью случился инсульт. «Любовь» безжалостно и беспристрастно смотрит в душу современных европейских буржуа, а актерский ансамбль фильма достоин витрины музея кино: стариков играют Жан-Луи Трентиньян и Эммануэль Рива (звезда фильма Алана Рене «Хиросима, любовь моя»), а их дочь – Изабель Юппер. 

Французский триллер и американский мейнстрим

Французских фильмов в конкурсе, по традиции, три: за «классиков» играет 90-летний Ален Рене, за «проклятых поэтов» – Леос Каракс, звезда радикального артхауса девяностых, снявший свою первую в этом столетии полнометражную картину «Божественные моторы» с Дани Лавантом и Кайли Миноуг. В 1999 году его «Пола Х» с Екатериной Голубевой и Гийомом Депардье была номинирована на Пальмовую ветвь. А за актуальное французское кино отвечает Жак Одиар, чей триллер «Ржавчина и кость» – история отношений харизматичной укротительницы китов-касаток (Марион Котийяр) и безработного отца-одиночки – провозглашен французской прессой главным кандидатом на Пальмовую ветвь. В 2009 году «Пророк» Одиара, фильм о молодом мусульманине, становящемся хозяином жизни сначала за решеткой, а потом и на воле, получил Гран-при в Каннах и потряс французскую публику. Теперь во Франции работает тотализатор – сможет ли ориентированный на массовую аудиторию триллер «Ржавчина и кость» с огромным для европейского кино бюджетом в 16 миллионов евро покорить фестивальное жюри. 

Канны-2012: скандал из-за сексизма в кинематографе 

Нынешний Каннский фестиваль, не успев открыться, оказался под огнем критики. Дело в том, что среди режиссеров 22 картин, выдвинутых на соискание «Золотой Пальмовой ветви», не оказалось ни одной женщины. Впрочем, если заглянуть в 65-летнюю историю именитого фестиваля, «Золотая Пальмовая ветвь» вручалась женщине-кинорежиссеру всего лишь один раз. Счастливым исключением из каннских правил оказалась Джейн Кэмпион, получившая высшую награду фестиваля в 1993 году за фильм «Пианино». Такая статистика вызвала гнев у ряда женщин-кинематографистов, которые со страниц газеты LeMonde обратились к общественности с открытым письмом. Полное сарказма обращение подписано режиссерами Фанни Котенсон и Вирджини Деспентес, создательницами ряда фильмов, в том числе и сексуально вызывающего фильма «Трахни меня» (« Baise – Moi »). Как говорится в этом письме, «мужчины любят своих женщин за глубину, но только в том случае, если речь идет о вырезе их платья». «Все 22 фильма, вошедшие в официальный список претендентов, были созданы, по счастливому стечению обстоятельств, мужчинами», – пишут Котенсон и Деспентес. Однако директор фестиваля Тьери Фремо выступил в защиту списка отобранных фильмов, говоря, что «члены жюри никогда не пойдут на то, чтобы выбрать недостойный отбора фильм только потому, что его сняла женщина».

Северную Америку представят на Круазетте канадец Давид Кроненберг с нью-йоркской драмой «Космополис» – экранизацией одноименного романа Дона Делило, «Газетчик» Ли Дэниэлса, Джеф Николс с сюрреалистичным вестерном «Мад» и «подарочный» фильм открытия, «Королевство полной луны» Уэса Андерсона – приключенческое ретро из жизни бойскаутов с Брюсом Уиллисом, Эдвардом Нортоном, Тильдой Суинтон и Биллом Мюрреем. Фильм выходит в широкий всемирный прокат сразу же после окончания фестиваля, и, очевидно, американские продюсеры решили воспользоваться бульваром Круазетт как удобной площадкой для запуска европейского проката.
Секс в Кении и Японии

Также среди самых ожидаемых фильмов конкурса – ленты Ульриха Зайдля, Карлоса Рейгадаса и Аббаса Киаростами. «Парадиз: Любовь» австрийского пост-документалиста Ульриха Зайдля, чьи фильмы, как истории болезни, с клинической точностью регистрируют пороки и мании современных европейцев. На этот раз тема картины Зайдля – секс-туризм. «На кенийских пляжах их называют «сахарными мамами». Европейские женщины в поиске африканских парней, продающих любовь, чтобы заработать на хлеб. Тереза, 50-летняя австрийка, едет в этот туристический рай. «Парадиз: Любовь» рассказывает о пожилых женщинах и молодых мужчинах, о Европе и об Африке, об эксплуатируемых, которые сами становятся эксплуататорами», – гласит синопсис. Вообще же фильм Зайдля станет первой частью трилогии: истории трех женщин, отправляющихся в отпуск за счастьем. 

Мексиканец Карлос Рейгадас, чей «Тихий свет» в 2007 году очаровал критиков и завоевал приз жюри, возвращается в Канны с автобиографической картиной «Свет после тьмы» (Post Tenebras Lux), а ветеран фестиваля, иранец Аббас Киаростами, представивший в Каннах 12 фильмов и лишь однажды, в 1997 году, удостоившийся «Пальмовой ветви», привезет на Круазетт мелодраму «Как будто влюбленный» («Like someone in love») – снятую в Токио любовную историю пожилого господина и юной девушки. 

Восточная Европа: о боге и войне

Восточноевропейских фильмов в юбилейном конкурсе два: «За холмами» Кристиана Мунжиу и «В тумане» Сергея Лозницы. Оба фильма сняты оператором Олегом Муту. В 2007 году фильм о подпольных абортах в советской Румынии «4 месяца, 3 недели, 2 дня» принес Мунжиу и Муту всемирную славу и «Пальмовую ветвь», а румынскому кинематографу – статус самого яркого и актуального из восточноевропейских. На этот раз Кристиан Мунжиу возвращается в конкурс с историей о православном монастыре, в стенах которого возникает любовный треугольник: две подруги и Господь Бог. 

Сергей Лозница дебютировал в Каннском конкурсе и в игровом кино в 2010 году с картиной «Счастье мое» – историей о дальнобойщике, сгинувшем на диких просторах современной России. Действие нового фильма Лозницы – экранизации одноименной повести Василя Быкова – происходит в 1942 году, в оккупированной немцами Белоруссии. Это фильм о нравственном выборе и о внутренней войне, в которой нет и не может быть победителей. Картина снималась в восточной Латвии, а в копродукции приняли участие пять стран: Германия, Россия, Латвия, Нидерланды и Белоруссия. 

Как бы ни легли на этот раз фестивальные карты, и каковы бы ни были пристрастия фестивального жюри под руководством итальянского режиссера Нанни Моретти, чья сатира на современную Италию «Habemus Papam» («У нас есть Папа») боролась за Пальмовую ветвь в прошлом году, столь стремительное возвращение Сергея Лозницы на Круазетт вызывает бурный интерес критиков и повышает градус интриги. «Habemus praesidentem» – «У нас есть президент»? По мнению Евгения Гусятинского, кинообозревателя журнала «Русский репортер» и отборщика МКФ в Роттердаме, уровень юбилейного конкурса настолько высок, что предстоящий фестиваль может стать лучшим за десятилетие. «Конкурс не только сильный и ровный по именам, но, что особенно ценно, большинство приглашенных режиссеров – не забронзовевшие классики, уставшие и исчерпавшие себя, но активно работающие с киноязыком авторы, чье творчество определяет лицо кинематографа XXI века», – говорит он. 

Что же касается жюри юбилейного фестиваля (где, в частности, будут работать французский кутюрье Жан-Поль Готье, немецкая звезда Диана Крюгер и британский актер Эван Макгрегор), по мнению Гусятинского, от команды судей во главе с Нанни Моретти вряд ли можно ожидать радикальных решений. «Моретти – крупный и уважаемый режиссер, известный своей консервативностью. На мой взгляд, ни как режиссер, ни как вершитель фестивальных судеб Моретти не готов к неожиданным и радикальным решениям», – сказал кинокритик в интервью bbcrussian.com. Между тем, французская пресса, не успев остыть после бурного марафона президентских выборов, пишет о предстоящем фестивале с ироничным азартом. Газета Le Monde публикует интервью с президентом жюри Нанни Моретти под названием «Habemus praesidentem» («У нас есть президент»). А художественный директор фестиваля Тьери Фремо в обращении к читательницам еженедельника Madame Figaro утверждает, что девизом юбилейного фестиваля станет название конкурсной картины патриарха французского кино Алена Рене – «Вы еще ничего не видели»! 

65-й Международный Каннский кинофестиваль проходит с 16 по 27 мая. 

Автор – Мария Бейкер

Оригинал материала на сайте «Русской службы Би-би-си»