15 мая в Краснодаре должна была открыться выставка современного искусства «Icons» под кураторством известного галериста Марата Гельмана. Но выставка не открылась. Как все это происходило, можно судить по многочисленным сюжетам в Youtube.
Я понимаю, что современное искусство способно вызвать разноплановые эмоции. Мне, например, оно, как правило, очень нравится. Есть люди, которые придерживаются другой позиции. Я готов это принять и уважать: у нас много нетерпимых людей как по отношению друг к другу, так и по отношению к искусству. Но вот когда по таким вопросам начинает выступать РПЦ, это меня несколько удивляет. Я имею в виду заявление епископа Ставропольского и Невиномысского Кирилла, который уже сделал вывод, что выставка «Icons», как, впрочем, и Центр современного искусства под кураторством Гельмана на Кубани, – это «попрание и осквернение религии и культуры». О чем он и сообщил губернатору края.
Мне представляется, что в данном случае епископ просто лезет не в свои дела. Гораздо интереснее позиция иерарха по тому факту, что человек, публично плюющий в Гельмана, оказался попом. И дело здесь даже не в том, какие эмоции захлестывали служителя церкви, а в том, что человек, который так себя ведет на улице, не может окормлять паству. И если епископ Кирилл не отправит его под запрет, то есть не лишит права служения, то, фактически, это будет означать, что церковь просто поощряет такое поведение и такие действия.
Меня, говоря откровенно, поначалу не очень заинтересовала сама эта выставка «Icons», но когда я посмотрел, что говорят и пишут про нее и самого Марата Гельмана, то пришел к выводу, что на все 100% слова о богохульстве и оскорблении ветеранов – это полное вранье. Мало того, что вокруг этой выставки собрались оголтелые люди, но когда к ним еще примыкают служители церкви, то это уже явный перебор. Это очень напоминает времена средневековья и к христианству отношения не имеет.
Теперь хотелось бы сказать пару слов о современном искусстве. Я никому не навязываю свою точку зрения, но, на мой взгляд, современное искусство имеет право называться искусством даже с большим основанием, чем то, которое мы называем классическим.
Готов пояснить свою позицию. Возьмем известное рассуждение Платона о том, что делает ремесленник, когда создает медный шар. Медь он делает? Нет, не делает. Шар он делает? Нет, он его не изобретает, а просто воспроизводит. Поэтому, когда во Флоренции появилась Академия изящных искусств, она сразу отделилась от гильдии ремесленников по тому признаку, что в ней были художники, визионеры. И с этого момента заказчиками оплачивались два процесса: художнику платили за сам замысел, и потом уже оплачивалась техника исполнения, то есть ремесло. Причем, первая часть работы считалась очень важной. Именно тогда, во Флоренции, а не в Древней Греции, на мой взгляд, появилось искусство художников как таковое.
И те картины, которые мы сегодня называем классикой, в те времена вызывали немало нареканий. Взять, к примеру, Сикстинскую Мадонну Рафаэля, которая висит в Галерее старых мастеров в Дрездене. Тогда рисовали только иконы, а здесь мы видим шторы, забавных ангелочков. Думаю, в восприятии современного художнику общества это тоже было не меньшим богохульством, чем для кого-то картины «Icons».
Традиции Рафаэля развивали многие художники, предлагая свое индивидуальное визионерство, которое потом становилось классикой. А сейчас, как мне кажется, мы очень часто под классическим искусством понимаем какое-то копирование и какое-то ремесло.
Лично я под произведением искусства пониманию то, что вызывает эмоции и развивает личность. И то, что может подталкивать человека к собственному суждению. Поэтому в искусстве визионерство должно двигаться вперед и выдавать новые формы. Да, многое из современных трендов мне непонятно и кажется странным. Но вне зависимости от этого само направление движения должно вызывать новые эмоции, новые ощущения, развивать, требовать от меня моего собственного суждения. Никак по-другому искусство состояться и существовать не может.
Еще один важный, на мой взгляд, момент. Современное искусство становится значимым фактором развития крупных городов и во все большей степени влияет на экономику страны. Но если население будет так остро реагировать и устраивать художникам обструкцию, как это было в Краснодаре, то это приведет к тому, что Центры современного искусства будут понемногу затухать.
Мне это напоминает историю начала строительства в России железных дорог. Когда правительство решило строить железную дорогу в Нижний Новгород, то ее логично было провести через Суздаль. Но суздальские купцы собрались и сказали, что им эта «дьявольщина» не нужна, что они хотят жить по старинке, у них свои устои и т.д. В результате дорого прошла мимо, а Суздаль на тот момент законсервировался. Конечно, мне этот городок очень нравится, но в нем нет жизни, он стал городом-музеем. Очень хорошо, что он сохранился, но с точки зрения тех людей, которые там жили раньше и живут сейчас, это – тупик.
Любой город борется за свои бренды, стремится к тому, чтобы приобрести собственное лицо, активизировать культурную жизнь, повысить уровень образования, в конце концов, стать более привлекательным для туристов. Это становится важным элементом развития территории. Но вот такая нетерпимость, которая проявляется сейчас на Кубани, – это что-то за гранью добра и зла. И, как минимум, неоправданно с экономической точки зрения.