Slon продолжает спрашивать бизнесменов о том, какие книги стоит читать людям дела. Сегодня свои рекомендации дает основатель и владелец сети блинных «Теремок» Михаил Гончаров.


МИХАИЛ ГОНЧАРОВ
основатель и владелец сети блинных «Теремок»
«Для меня существует два правила. Во-первых, читать  придется -ведь время нужно тратить на бизнес, а не на изобретение колеса. Читать нужно всё:  деловые газеты, деловые журналы, деловые порталы в интернете и деловую литературу. Постепенно количество переходит в качество, вы решаете кейсы – щелкаете орешки. Смотреть и искать новинки нужно везде. Читать можно и «по диагонали», главное – ухватить основную идею.
Во-вторых, читать нужно мало. Очень часто я вижу, как люди, прочитав книгу или услышав идею, начинают ее критику и поверхностное обсуждение. Мне это напоминает покупку одежды без примерки. Согласитесь, покупать брюки или пиджак, не зная, как это на вас будет сидеть, глупо. Также глупо обсуждать идею или мысль, не сжившись с нею, не примерив ее на себе и своем бизнесе. Для этого надо искать не причины, по которым идея вам не подходит, а искать возможности извлечь из идеи пользу. Провести некий мозговой штурм, поверить в идею и принять ее. Отказаться всегда успеете. И еще маленький совет: чтение и подобные размышления очень хорошо идут при смене обстановки, в отпуске, когда ежедневная рутина психологически не «давит».


Организация как система (теория Эдвардса Деминга)
Генри Нив
«Вот тут можно посмотреть список книг, который я рекомендую начать с книги Генри Нива «Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга». Рекомендовать эти книги очень просто – именно на принципах Деминга построена вся система современного менеджмента лучших корпораций мира. О нем можно прочитать на этом же сайте. Биография лаконична, но говорит сама за себя».
Книга основана на гуманистическом взгляде на менеджмент, который предлагал Эдвардс Деминг в 50-х годах ХХ века. Его лозунг «Выигрывают все» отражен в 14 пунктах и теории глубинных знаний. Методы Деминга могут быть применимы как для крупного бизнеса, так и для малых предприятий и организаций.
Генри Нив  ученик и последователь Эдвардса Деминга, его близкий друг, преподавал статистику в университете Ноттингема. По его инициативе в 1987 году была основана Британская ассоциация Деминга.


«Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества»
Масааки Имаи
«Эта книга развивает идеи Деминга и помогает правильно выстроить работу сотрудников и самой компании. Очень часто организация не развивается из-за дефектов в оргструктуре, ошибок в постановке задач и распределении времени руководителями».
Масааки Имаи, родившийся в 1930 году, до сих пор работает в университете Токио, который закончил в 1955 году. Основное направление деятельности  международные отношения. В 1962 году он основал консалтинговую компанию Cambridge Corporation, которая специализируется на управленческом консультировании и подборе менеджеров высшего звена.


«Цель»
Элияху Моше Голдратт
«Смысл книги Голдратта «Цель» – находить главные, системные проблемы организации и расправляться с ними в нужном порядке. Как оказалось, неправильный порядок работы над задачами зачастую приводит не просто к пробуксовке бизнеса, но и вообще к убыткам и разорению. Главное – найти «главного врага». На мой взгляд, эти три книги дадут такую почву для внедрения и осмысления, что и пяти лет не хватит, чтобы сделать хотя бы половину. Многие крупные компании годами пытаются внедрить отдельные пункты этих программ и скрупулезно над ними работают. Главное – быть настойчивым и последовательным, но это, кстати, уже одна из первых идей великого Деминга. Мне эти книги очень помогли решить и помогают решать проблемы роста компании».
Элияху Моше Голдратт создал теорию ограничений (Theory of Constraints). Окончил Тель-Авивский университет, получил степень магистра и доктора философии в Бар-Иланском университете, после чего работал в компаниях в сфере программного обеспечения для оптимизации технологии производства. Он написал ряд книг в жанре бизнес-романа, в том числе «Цель», которая и принесла ему известность.