Очередная волна европейского долгового кризиса захватила не только многострадальную Грецию, обрекшую себя на новые выборы. Кипр, правительство которого пытается спасти один из крупнейших банков страны и с высокой вероятностью попросит помощи у ЕС и МВФ, был первой ласточкой. Испания также оказалась под ударом – не столько ее госдолг, сколько ее банки. В частности, всю прошлую неделю правительство опровергало слухи о набеге на крупнейший банк мадридского региона Bankia – реорганизованный в 2010–2011 гг. из-за огромных потерь по ипотечным займам и кредитов строительному сектору – а рейтинговые агентства снижали рейтинги банков, отрезая им доступ к рынкам долга. Опыт подсказывает, что опровержения набегов на банки, скорее, стимулируют атаки вкладчиков, так что предстоящие события могут быть интересными. Ключевой вопрос не в спасении одного конкретного банка, а в способности правительства удержать всю банковскую систему от коллапса. Состояние государственных финансов Испании сильно отличается от греческих или португальских. Еще в 2007 г. у Испании был профицит бюджета, ее задолженность и инфляция железно укладывались в Маастрихтские критерии (для членов еврозоны). Даже сейчас испанский долг составляет респектабельные 69% ВВП – меньше чем у Германии, США или Италии. Многие испанские товары вполне конкурентны, испанские банки активно занимались экспансией в ЕС и Латинской Америке. Проблемы Испании носят структурный характер – что усложняет их решение. Во-первых, испанская экономика крайне циклична и очень сильно зависит от строительного сектора – более 40% ВВП. При этом строительство в основном шло за счет покупателей рекреационной недвижимости или инфраструктурных проектов. Оба сектора оказались под ударом в результате экономического кризиса, а стабильно высокая безработица (более 24% в I кв. 2012-го) ограничивает внутренний спрос и одновременно наращивает социальные расходы. При наличии собственной валюты или даже возможности облегчить визовый режим (для покупателей недвижимости из-за пределов ЕС) или же снизить налоги ниже европейских минимумов (которые существуют для НДС) положение могло бы быть облегчено достаточно быстро – но эти вопросы отданы на откуп брюссельскому центру, да и программа жесткой экономии задает жесткие рамки. Во-вторых, испанские регионы, долг которых удвоился с 2007 года и составляет около 13% ВВП, крайне самостоятельны (даже более самостоятельны, чем германские земли, где-то близко к американским штатам) – особенно в долговых и расходных вопросах. При этом налоговые поступления распределяются в Мадриде. В последние годы, даже когда центр экономил, регионы одалживали и тратили на весьма странные проекты, видимо, рассчитывая на то, что «за сирых и голодных заплатит король». Многие банки до сих принадлежат регионам, отношения центра с регионами далеки от безоблачных – так что взятие под контроль обещает быть более сложным, чем сделанное в России при строительстве «вертикали» – а долги регионов к моменту стабилизации могут еще значительно вырасти. В-третьих, разруливание ипотечного кризиса обещает быть очень долгим и сложным. В Испании (как и у нас) невозможно сбросить залог на банк – разница между стоимостью недвижимости и суммой займа будет висеть на заемщике. При этом безработные не могут обслуживать займы или даже выйти на рынок аренды. Правительство и Банк Испании проводят достаточно жесткую политику по зачистке банков, заставляя искать новый капитал, но с учетом социальной составляющей спасение банковской системы, в итоге, может стоить властям Испании еще 15–20% ВВП на отрезке в три года. Однако, несмотря на это, положение Испании можно расценивать как позитивное. Во-первых, правительство страны стабильно, политическая система пока не идет вразнос, выборы были только полгода назад и у правительства устойчивое большинство в Кортесах. Налоговая система работает, решения выполняются, и в плане организации работы государственных органов многие испанские ведомства работают на уровне лучших мировых стандартов. Испанские банки активно присутствуют в Великобритании и Латинской Америке, так что к спасателям из ЕС, скорее всего, присоединятся регуляторы этих стран. Проблему ликвидности и относительно короткой структуры долга решают за счет ликвидности, предоставленной ЕЦБ. Строго говоря, Ирландия оказалась в 2008 году в сильно похожем положении и с аналогичными проблемами в банковской и строительном секторе – и уже сумела выйти на траекторию умеренного роста. Ближайшие месяцы критичны. Главное – не допустить банковской паники, которую Ирландия смогла пресечь в зародыше неограниченной гарантией для вкладчиков. Создание «плохого банка» по ирландскому образцу также не повредит. А бурный рост в бывших колониях позволит поддержать экспорт. К тому же, Латинская Америка активно привлекает испанских специалистов – как и в Ирландии, облегчая нагрузку на рынок труда за счет эмиграции. Если премьер Рахой и Банк Испании выдюжат до следующего года, то ситуация может пойти на поправку. А страхи за кредитоспособность Испании крайне стары: еще граф Монте-Кристо «развел» Данглара именно на них – но прошедшие два века позволяют надеяться, что Испания удержится в европейских рамках.