Павел Кассин/Коммерсантъ

Переназначение Сердюкова на пост министра обороны оставило двойственное ощущение. С одной стороны, он уже пробыл в должности пять долгих лет – и именно на период его руководства ведомством выпало и проведение военной реформы, и структурные изменения центрального аппарата Минобороны, и оптимизация Генштаба. Да и проблем с поставками вооружений в войска, которые ему были неведомы на посту главы Федеральной налоговой службы, он хлебнул сполна. С другой стороны – за пять долгих лет он хоть и смог расшевелить военное ведомство, но до конца дело так и не довел. На проходившем заседании коллегии Минобороны в марте этого года Дмитрий Медведев не смог произнести фразу «Реформа армии завершена». Потому что это не так. Безусловно, Сердюков пресек доступ посторонних лиц к деньгам, выделяемых для военных нужд из бюджета, замкнув всю финансовую систему на себе. Безусловно, он рисковал с каждым назначением на новую должность своих налоговых протеже. Беспрекословный, авторитарный метод управления ведомством позволил ему проводить реформу так, как это он считал . Надо сократить? Сократим. Надо убрать? Уберем. Надо уволить? Уволим. Как ни странно, но к его достоинствам можно отнести и тот факт, что он, несмотря на шквал критики, и находясь под постоянным давлением, продолжал гнуть свою линию. Но теперь, судя по всему, гнуть дальше уже нечего. В отношениях Сердюкова с военным ведомством с самого начала наблюдалась противоестественность, которую было видно даже невооруженным глазом. Даже появление Анатолия Сердюкова в министерстве в день назначения было омрачено тем, что офицеры его не узнали в лицо. Когда Владимир Путин назвал имя сменщика Сергея Иванова, все присутствовавшие в 2007 году на коллегии военные до последнего думали, что министром стал губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Таким запомнилось вступление в должность нового министра. Беда Сердюкова в том, что он до последнего момента считал, что Минобороны – это некая стартовая площадка для будущего карьерного роста. Ведь его звали для того, чтобы создать план новой структуры, реализовывать на практике должен был совершенно другой человек. Но так случилось, что этим человеком стал сам Анатолий Сердюков. И стартовая площадка превратилась в болото, из которого он сам уже выбраться не может. Сменщик Сердюкова на посту министра – либо очень смелый человек, либо самоубийца. Сердюков создавал структуру под себя и для себя. И как только он уйдет, все финансисты, налоговики, в общем, все нынешние служители военного ведомства, уйдут за ним. И новому министру потребуется время, другие люди, другие ресурсы. А под Сердюкова, плохой он или хороший, популярный или нет, все это уже заложено. Вся логика его переназначения упирается только в одно: реформа, начавшаяся при Сердюкове, – при нем и должна окончиться. Коней на переправе не меняют. Вероятно, что он и сам рад куда-нибудь уйти. Да вот только идти некуда. В Минфин? Он уже занят Антоном Силуановым. Вице-премьером по оборонке? Не для того Дмитрия Рогозина назначали под Новый год, чтобы в мае выгонять. В федеральную таможенную службу? После Минобороны это сродни понижению. Придется и дальше заниматься нелюбимым делом. В неродном, в отличие от налоговой службы, ведомстве. И работать с теми, чьи проблемы он не понимает, а взгляды – не разделяет.

Авто

р – корреспондент газеты «Коммерсантъ»