Пока крупнейшие российские авиаперевозчики воюют за лакомые европейские направления, а специалисты и аналитики рынка почти окончательно похоронили в России саму идею создания мечты массового пассажира – низкобюджетной авиакомпании, на Украине идут прямо противоположные процессы. «За последний год количество low-cost пассажиров увеличилось вдвое – с 300 000 до 600 000. Наша цель – за 2,5 года выйти на 5 млн», – заявил на днях вице-премьер – министр инфраструктуры Украины Борис Колесников. Даже наличие в правительстве должностного лица с такой двойной должностью подчеркивает серьезность намерений. Но его заявления о текущем состоянии непростого дела привлечения авиакомпаний, умеющих экономить на издержках и недорого возить пассажиров, говорят о том, что наши соседи серьезно продвинулись в этом направлении. Уже не первый год летает на Украине Wizz Air, который хотя и уступает по масштабам бизнеса большой двойке европейских «лоукостеров», но развивается очень динамично и занимает существенный сегмент этого рынка. Возможный приход на Украину крупнейшего «низкобюджетного» игрока Европы – ирландской Ryanair, анонсировался давно. Впрочем, ирландской эта авиакомпания является только по происхождению – базовые аэропорты и дочерние компании давно находятся вдали от изумрудного острова и разбросаны по всей Европе, в которой услугами «ирландцев» пользуется более 75 млн пассажиров ежегодно. Теперь, похоже, настал черед и Украины. Первоначально планы были связаны с Евро-2012. Но обрели зримые очертания они только накануне открытия чемпионата Европы по футболу и, как выяснилось, перевозкой фанатов вовсе не ограничиваются. Вообще, полноценный принцип «свободного неба» у наших соседей не действует, в украинской интерпретации он выглядит так – регистрируй компанию в нашей стране и летай туда, куда тебя пустят (ведь межгосударственные соглашения, например, с Россией никто не отменял). Причем, не только на международных линиях, но и на внутренних. Но крупнейший бюджетный авиаперевозчик Европы получил от правительства Украины беспрецедентные поблажки – год работы без местной «прописки». Ryanair уже заявила о готовности выполнять прямые перелеты по маршруту Киев–Дублин и получила разрешение на прием своих рейсов из Украины в Лондоне.

«Передаете заявку, например, что вы начинаете полеты по маршруту Киев–Львов и уже завтра можете начинать регулярные рейсы, а через час лететь чартером», – разъяснил позицию Украины «инфраструктурный» вице-премьер Колесников. О таком либерализме и оперативности могут мечтать не только российские авиакомпании, но и их коллеги во всем мире.
А теперь представим себе ситуацию, что все у «ирландцев» на Украине получилось, год прошел успешно, «Райян Эйр Украина» зарегистрирована и подает заявку на полеты во… «Внуково». И чем она хуже, например, украинской компании «ЮТэйр-Украина», работающей на этом маршруте? Ничем. А уж из Киева – милости просим за 10 евро по всей Европе. 

Конечно, различные препятствия (формальные и не очень) чинить можно, но наличие украинского перевозчика с российскими корнями и членство России и Украины в ВТО, ревностно оберегающего принципы равного доступа, будут очень сильными козырями для Ryanair.
И тогда на деле наши авиакомпании попробуют вкус настоящей конкуренции. Опыт же постсоветского пространства показывает, что в борьбе с детищем Майкла О`Лири местные авиакомпании могут окрепнуть (пример, латвийская airBaltic), и тогда Ryanair начинает постепенно сворачивать бизнес и перебазироваться куда-нибудь неподалеку. Второй вариант – не без помощи ирландской авиакомпании местный перевозчик умирает (пример, венгерский Malev), и тогда в аэропорту начинается господство лоукостеров.
Столь радикальный сценарий, конечно, нам не угрожают. Но очень популярную в Европе стилизованную ирландскую арфу на хвосте самолета мы в ближайшее время увидеть в московском аэропорту вполне можем. Тем более, что Ryanair подбирается к нам и с северной границы. И где гарантия, что примеру Ryanair не последует второй гигант этого бизнеса – easyJet. Ведь на Украине рады любому «лоукостеру».