Фото: Екатерина Штукина/РИА Новости

Долгожданные кадровые решения подтвердили, что при необходимости очевидный кадровый голод на госслужбе утолить можно. Но пока все обсуждали, кого назначили, кого не назначили, ехидничали по поводу тех, кто отказался от постов министров, из поля зрения ушла другая важная тема: смогут ли с уже настоящим кадровым голодом справиться те, кто согласился работать в правительстве.

Новым составом кабмина должны быть не удовлетворены все – и те, кто хотел сохранить status quo, и те, кто грезил исключительно «рыночными» назначениями. Ольга Голодец, Николай Никифоров, Михаил Абызов, Дмитрий Ливанов должны вызывать восторг у либерально-настроенных слоев общества. Но позиции министров – политические, и они должны отражать линию первых лиц государства. Даже при сочувствии «рассерженным горожанам» новые министры не смогут глобально поменять государственную политику – и это не является их профессиональной задачей. Вместо революционных либеральных преобразований они должны будут решать намного более «скучные», но необходимые задачи, например, повышение качества предоставления госуслуг, организация обратной связи общества с властью, повышение качества и прозрачности образования, создание благоприятного инвестиционного климата и пр. Это рутина, и на эту рутину согласились назначенцы. Их кто-то называет либерал-технократами, в том смысле, что эти люди, разделяя некоторые взгляды и настроения «несогласных», выбирают для себя путь медленных преобразований и сотрудничества с властью и работы на власть.

Даже поставив себе задачу сделать СМИ более свободными и менее зависимыми от государства, новый министр связи должен будет начать свою работу с качественных преобразований текущих бизнес-процессов в министерстве и подведомственных агентствах, включая обновление или повышение профессионализма команды. Не сразу новый министр образования сможет победить взяточничество в российской образовательной системе, но сделать это в долгосрочной перспективе он сможет только через кадровое обновление.

Ключевой вопрос в этой ситуации – сможет ли новая команда со своими идеями и опытом преуспеть в инертной и вязкой среде своих ведомств? Новым назначенцам для того, чтобы иметь шанс стать эффективными придется менять философию управления и привлекать специалистов, способных преодолевать внутреннюю инерцию министерств.

Для успеха нужно будет находить «на рынке» и мотивировать людей новой формации работать в министерствах на ответственных должностях. Упрощенная система признания дипломов международных вузов позволит привлечь тех, кто получил образование за границей. Поможет также готовность премьера проводить открытые и прозрачные конкурсы на высокие посты госслужбы. Конечно, немаловажной станет готовность новых министров ломать сложившиеся годами, а иногда десятилетиями, отношения и «освобождать» должности. Без изменения системы (и уровня) оплаты труда на государственной службе, задача будет не из легких.

При этом, когда мы говорим о рыночной кадровой политике министерств, надо понимать, что тут нет противопоставления чиновников и нечиновников. Речь скорее идет о принципе отбора людей по их компетенциям, экспертизе и морально-этическим качествам, говорящий о прозрачности, профессиональном и меритократическом подходе к работе с человеческим капиталом. Но, как показывает опыт, талантливые управленцы готовы идти на государственную службу, если верят в силы и желание руководителя что-то менять в системе управления и в стране.

Реально действенными инструментами в борьбе с бюрократией смогут стать, во-первых, использование «рыночных» подходов к подбору команды, и, во-вторых, публичное заявление стратегических целей, выраженных в конкретных показателях эффективности. И некоторые из этих целей будут достигнуты не за один и даже не за три года. Однако честное формирование ожиданий у населения будет выгодно отличать их от тех, кто дает политические обещания вместо постановки реальных целей.

Впрочем, убеждать в добросовестности своих намерений новым министрам придется уже не столько граждан (министров у нас не выбирают, и, как известно, их популярность в народе оказывает малое влияние на их аппаратную выживаемость), убеждать в добросовестности и открытости намерений новым министрам нужно будет своих замов, и людей, которых они захотят включить в свою команду. Только тогда профессиональные управленцы захотят из бизнеса перейти на госслужбу.