Flickr.com/LJR.MIKE
Выступая на форуме в Сеуле, генеральный директор Microsoft Стив Балмер гордо заявил, что объем продаж операционной системы Windows 7 в этом году достигнет 350 млн копий, а ожидаемая осенью новейшая Windows 8 к концу 2013 года будет установлена на компьютерах 500 млн пользователей. Со свойственной ему безапелляционностью Балмер объявил, что Windows становится «самой популярной OС в мире» (речь идет о рынке всех ОС – и настольных, и мобильных), а затем прошелся по Android, пренебрежительно назвав его «различными формами Linux».
Лауреат звания «худший руководитель крупной публичной компании» по версии Forbes, по-видимому, не знаком с прогнозами, согласно которым число активированных версий той самой «одной из форм Linux» к ноябрю 2012 года подойдет к 400 млн (и это только смартфоны, без учета планшетных компьютеров), а к концу следующего года достигнет миллиарда. Кроме того, есть все основания не доверять цифрам от Microsoft. И я говорю не только о прогнозах, но и о рапортах о достигнутых успехах.
Неделю назад главный операционный директор Microsoft по Китаю Михель ван дер Бел гордо отрапортовал, что Windows Phone в Китае по продажам обогнал iPhone. Чуть позже появились не менее радостные заявления об аналогичном успехе мобильной ОС от Microsoft и в России.
Но насколько можно верить статистике Microsoft?
Китайская статистика
Страстный, как обычно, Тони Ахонен приводит в своем блоге шестнадцать аргументов, убедительно доказывающих, что заявление ван дер Бела, мягко говоря, не соответствует действительности. Вот наиболее значимые из них.
Никакие источники, кроме PR-службы Microsoft, не подтверждают этой статистики. Никто не отмечает ни малейшего ажиотажа в Китае, связанного со стремлением пользователей купить вожделенный Windows-смартфон (в то время как многие магазины Apple в период начала продаж iPhone 4 закрывались, не выдерживая напора покупателей). Напротив, другие эксперты отмечают рост доли iPhone в Китае в начале этого года: так, Canalys указывает, что доля iPhone на китайском рынке составляет 19%, в то время как Nokia откатилась на третье место (при этом подавляющее большинство продаваемых в Китае смартфонов финской компании работает под управлением Symbian).
Nokia Lumia 800 – предположительно главный локомотив роста продаж Windows Phone – в Китае продается в розничных точках лишь одного сотового оператора, China Telecom, наименьшего из «большой тройки» с долей рынка всего 6%. Два других оператора вообще не предлагают Lumia покупателям, зато активно продают iPhone. Целый ряд источников сообщает о том, что продажи Lumia в Китае отнюдь не на высоте. Так, финская телекомпания MTV3 называет эти продажи «пассивными». Сама Nokia хранит молчание относительно фактических результатов запуска своего флагмана в Китае, охарактеризовав их – устами своего PR-представителя в Пхеньяне – лишь как «оживленные».
Исследовательская компания Statcounter, анализирующая поведение пользователей, оценивает долю владельцев смартфонов на Windows Phone в Китае в 0,4%. На первом месте остается… все тот же Symibian, на втором – Android. И Canalys, и IDC отмечают, что лидером китайского рынка смартфонов остается Samsung – им производится каждый пятый девайс, продаваемый в Китае. При этом Samsung вообще не продает на этом рынке смартфоны на основе Windows Phone.
Российская статистика
Источники, рапортующие о грандиозных успехах Windows Phone в нашей стране, основываются на двух документах – аналитическом отчете MTC и прогнозе компании IDC по России на 2012 год.
Согласно данным МТС, в первом квартале 2012 года рыночная доля Windows Phone составила 8,2% – на процент выше, чем у iPhone. Но обратите внимание на мелкий текст над таблицей – в ней представлена не более чем «структура продаж в розничной сети МТС». А что такое эта сеть? По данным самой МТС, ее доля в сотовом ритейле составляет 14%. Возглавляет тройку лидеров розницы «Евросеть», на втором месте «Связной» – в совокупности два ритейлера контролируют почти 60% российского рынка мобильных телефонов.
Таким образом, данные МТС имеют хоть какую-то ценность, только если динамика продаж в ее сети повторяется по рынку в целом. Между тем, по данным cетей «Евросеть» и «Связной», продажи Android-смартфонов Samsung в России выросли в первом квартале 2012 года значительно, в то время как Nokia, несмотря на выпуск новых аппаратов на Windows Phone, продолжает терять долю рынка. Стоит зайти в ближайший салон «Евросети» и посмотреть, как представлена линейка смартфонов Samsung – и куда задвинута несчастная Lumia. Недавно в одном из салонов на мой вопрос о причинах такого неравенства менеджер ответил буквально: «А чего ее [т.е Lumia] продвигать? Говорят, Nokia вообще скоро обанкротится».
Или еще один пример – нашумевшая история с отказом компании «Носимо» поддерживать розничную сеть Nokia и переключением сорока ее магазинов на продажу мобильных телефонов Samsung. Сорок розничных точек по России – вроде бы и немного, но, по данным Mobile Research «Носимо» обеспечивала до 10% продаж продукции Nokia в нашей стране! Кроме того, не забывайте – это была брендированная сеть Nokia, и теперь финский производитель вообще лишился собственной розницы в России.
Теперь об отчете IDC. Он действительно предсказывает к концу 2012 года долю рынка Windows Phone 14% – против 9% iOS. Но посмотрите, когда составлен этот прогноз? Он был представлен на конгрессе Mobile World в Барселоне… 26 февраля этого года. Что это означает? Что составлялся он еще раньше, скорее всего, в январе, а значит, его авторы не могли учитывать не реального положения на рынке в марте и апреле, ни плачевных результатов Nokia, ни всего того, о чем я рассказал выше. Основывались эксперты IDC, наверное, лишь на массированной рекламной кампании Lumia, которую вели Nokia и Microsoft в конце прошлого года. Таким образом, этот прогноз уже устарел и в ближайшее время, скорее всего, будет скорректирован.
Кажется, Microsoft вольно обращается со статистикой, особенно, когда она явно не в их пользу. Возможно, хорошая мина при плохой игре – это эффективная PR-стратегия, но продажам продуктов Microsoft она, увы, не поможет.