Фото: Красильников Станислав/ИТАР-ТАСС

Буквально на днях ФАС раскритиковала «Газпром» за то, как в компании организована закупка труб. А организована она была таким образом, что большинство контрактов доставалось структурам братьев Ротенбергов. Причем они были не производителями, а лишь трейдерами, которые просто аккумулировали заказы и размещали их у различных производителей. ФАС такая практика не понравилась. «Тендеры «Газпрома» на закупку труб большого диаметра для строительства газопроводов могут привести к ограничению конкуренции», – заявил начальник управления ФАС Максим Овчинников. Интересно, а что думает Максим Овчинников о последнем решении премьера Медведева? Тут речь идет даже не об ограничении конкуренции, а о полной отмене тендера в пользу одного участника без какого-либо основания. Сегодня «Ведомости» сообщили, что согласно распоряжению Медведева все подряды на строительство дорог вокруг Сколково достанутся ОАО «Мострест» Аркадия Ротенберга. Удивительно везет Ротенбергам на разные меры, которые «могут привести к ограничению конкуренции». В данном случае это везение позволило «Мостресту» получить контрактов почти на 29 млрд рублей, это примерно одна десятая от портфеля заказов этой компании на конец 2011 года. Это поручение Дмитрия Анатольевича является достойным завершением его антикоррупционных инициатив, которые он реализовал на посту президента. С одной стороны, принимаются законы, чтобы повысить прозрачность процедур принятия решений, вывести все тендеры в онлайн и дать обществу возможность контролировать процесс расходования государственных средств и таким образом участвовать в борьбе с коррупцией. Но в тоже время в законах сохраняются возможности отдать контракт без каких-либо тендеров тому, кому нужно. Причем никакой процедуры определения «нужно» не прописано. То есть, конечно, говорится о том, что это может быть только ради «государственных нужд», но эти нужды определяет лично президент, и никому про это отчитываться он не должен. Это, кстати, является коррупциогенной нормой, которая не должна была пройти антикоррупционную экспертизу на стадии подготовки законопроекта. Но у нас эти экспертизы проводятся Минюстом за закрытыми дверями. Проблема с такими непрозрачными решениями в том, что они оставляют слишком много вопросов. Даже если поверить официальному объяснению отмены тендера и согласиться с тем, что к саммиту G8 можно успеть построить дороги, только если раздать контракты напрямую, то все равно остается слишком много неясного. Почему бы не распределить тендеры между различными участниками рынка? Почему контракты достались именно «Мостресту»? Кто виноват в том, что тендеры не провели заранее? Вообще вопросов бесконечно много – у кого-то даже может возникнуть вопрос, а не поделился ли Ротенберг с кем-то в Кремле, чтобы получить такой выгодный контракт. И пока власть будет принимать столь непрозрачные решения, она будет лишь подпитывать такие вопросы.