Facebook отвечает на скандалы вокруг IPO сигналами, которые должны что-то прояснить в будущей стратегии компании и успокоить паникующих инвесторов. Не успела социальная сеть купить Instagram и серсис Glancee, анонсировать магазин приложений, запустить фотоприложение и косвенно дать понять, что собственный брендированный смартфон не за горами, как появились слухи о планах Facebook приобрести компанию разработчика браузер Opera. 

Мобильная стратегия Facebook вызывала больше всего критики и скепсиса перед IPO. Внятный ответ на вопрос, как социальная сеть будет монетизировать растущую базу мобильных пользователей, дан не был, что и сформировало негативный фон перед размещением. От того, как ответит компания на этот вопрос, во многом зависит, что будет происходить с ее акциями в ближайшие месяцы: упадут ли они ниже психологической планки в $30 или останутся на уровне $30–$35 (что, конечно, ниже цены размещения и всех грехов этого IPO не искупит, но не так страшно для хайтек-рынка). Ответ частично дан. То, что все и так прогнозировали, происходит на наших глазах: Facebook поэтапно строит свою мобильную платформу.

Opera еще не куплена и достоверно неизвестно, произойдет ли это. Более того, социальная сеть, видимо, будет конкурировать за популярный браузер с другими крупными игроками (среди них, по данным источников в компании-разработчике, «Яндекс» и Google). Но сейчас важнее другое: стремление заполучить один из ведущих браузеров означает, что с конечной целью Марк Цукерберг все же определился.

Opera – не самый лучший и не самый популярный браузер. Он занимает пятое место по популярности среди браузеров в мире приблизительно с 2% рынка. Главный актив Opera – Opera Mini, самый популярный браузер для смартфонов и обычных телефонов, уступающий на мобильном рынке только предустановленному браузеру в Android-устройствах. И это действительно очень хороший мобильный браузер. Какие-то умные люди в норвежской компании, придумавшей Opera, увидели перспективы на мобильном рынке еще тогда, когда гиганты рассматривали его как маргинальный. Пока Google, Mozilla и Microsoft покоряли персональные компьютеры, Opera планомерно захватывала смартфоны. И теперь награда найдет героя: в новых условиях, на рынке, где будущее интернет-компаний зависит от мобильников не меньше, чем от ноутбуков, Opera Mini – лакомый кусок. Создатели мобильного браузера неплохо заработают на его продаже кому бы то ни было. И это будет победа куда более заслуженная, чем у счастливчиков из Instagram. 

Понятно, что Facebook мало интересует вся Opera целиком. Вряд ли компания надеется продвигать большой браузер, нашпигованный собственными социальными сервисами, взяв на вооружение стратегию Google, который развивает Chrome с встроенным поиском для укрепления своих позиций на рынке. Модель социального браузера (как и любого другого браузера, заточенного под определенный функционал – поиск, соцсети, электронная торговля и т.д.) уже потеряла актуальность. Декстопные браузеры давно превратились из монолитного предложения в удобный конструктор – при желании создать Facebook-браузер можно даже из невыносимого Internet Explorer. Неуспех проекта RockMelt показателен: талантливые создатели, хорошие инвестиции, но ограниченная аудитория гиков и SMM-менеджеров. 

С мобильным браузингом все сложнее. Мобильный экран, отсутствие «мышки», кнопки и сенсор определяют принципиально другой подход к интернет-работе. Спрос на мобильный браузер с развитым и удобным социальным функционалом, который позволит без использования дополнительных приложений открывать и сохранять ссылки из Facebook на одной платформе, точно возможен. Как верно пишет Business Insider, если интегрировать с этим браузером собственный мессенджер (уже есть), фотоприложение (есть), геолокационный сервис (уже куплен), магазин приложений (уже анонсирован), добавить к этому карты и поиск Bing (тут поможет дружба Microsoft), получится собственная полноценная мобильная платформа. А над телефоном для нее, если верить слухам, уже вовсю трудятся бывшие сотрудники Apple, в свое время создавшие iPhone и iPad. 

Красивое развитие событий, но рискованное и слишком непредсказуемое. Собственный смартфон – это выход на высококонкурентный и низкомаржинальный рынок, гигантские инвестиции и долгое ожидание окупаемости проекта. Паникующие инвесторы этого не простят. Популярная Opera Mini как основа собственной мобильной платформы – это значительное увеличение рекламного потенциала на мобильном рынке, ведь продавать рекламу через браузер легче, чем через приложения и мобильный сайт. Минус на плюс. Opera Mini можно развивать и самостоятельно, не превращая ее в базу для амбициозных экспериментов с мобильной платформой. Но кажется, в Facebook близки к тому, чтобы на этот эксперимент все-таки пойти. 

А еще будет очень смешно, если в недрах Facebook уже разрабатывается собственный мобильный браузер, а покажут его практически одновременно с покупкой Opera. Так, собственно, и поступила соцсеть недавно, сначала поразив всех приобретением Instagram, а потом запустив практически аналогичное по функционалу фотоприложение. Это будет означать, что Марк Цукерберг – широкая душа и самый импульсивный покупатель на свете.