Минздрав внес в правительство законопроект о защите населения от табачного дыма, несмотря на жесткое сопротивление табачного лобби и поддерживающих их министерств, которые затягивали с отзывами до последнего. Впрочем, так просто лобби не преодолеть. Закон был возвращен правительством в Минздрав на доработку.

Суть закона в том, чтобы права некурящих в нашей стране были защищены (для этого принимаются поэтапные ограничения на курение в закрытых помещениях), уровень смертности от табака был снижен, а Россия выполнила международные обязательства, принятые еще в 2008 году. Минздрав написал ровно то, что должен был сделать, исходя из правительственной антитабачной концепции.

Конечно, Минздрав внесет свой проект снова. Но очевидно, что закон будут убивать: как это успешно делала по настоятельной просьбе табачного лобби в свое время депутат Госдумы Беклемищева (в 1998 году отвечавшая за здравоохранение в Думе и решившая поставить на место автора первого антитабачного закона России, депутата Герасименко), как это делали в августе 2011 года чиновники Минэкономики и Минпромторга, направившие отзывы на законопроект Минздрава, реальным автором которых была British American Tobacco. Трудно сказать, что будет в Думе, спикер которой Сергей Нарышкин с 1996 по 2004 годы успешно работал в Совете директоров «Филипп Моррис Ижора», а зампред комитета по сельскому хозяйству Школкина более 7 лет (до 2011 года) отстаивала интересы «Джапан тобакко» и «Филипп Моррис», возглавляя Совет по развитию табачной промышленности.

Очевидно, что угроза сокращения объемов курения и значит продаж в РФ (мы вторые по объему продаваемых сигарет в мире после Китая и первые по распространенности курения среди населения) сильно напугала табачную отрасль. Они мобилизуют всех своих сторонников, которые буду говорить о неэффективности запретов, необязательности российских законов, росте нелегальной торговли из-за роста цен, праве на интеллектуальную собственность, о праве курильщика самостоятельно распоряжаться своим здоровьем, о значении сигарет для Большого театра, Третьяковской галереи, для Боярского, Башмета и так далее. Расскажут они и про фармацевтические компании, которые якобы стоят за данным законом, так как хотят больше продавать пластырей и пилюль от курения. Аналитики при этом забудут дать расчеты, сколько сейчас эти же компании зарабатывают на препаратах для лечения онкозаболеваний и заболеваний легких и сосудов, когда близкие больных хватаются за любую соломинку, чтобы продлить жизнь.

Запреты неэффективны тогда, когда за их нарушения не установлены штрафы – это мы имеем сейчас в нашей стране, где единственный штраф – это штраф за курение в купе поезда (да и тот в размере 100 рублей). Власть тем самым показывает, что курение в детском саду, в школе, в больнице – это норма. Минздрав предпринял попытку изменить ситуацию и защитить наше здоровье, здоровье наших детей, которых обкуривают в подъездах домов, кафе, больницах.

Россия не первая страна, которая пытается отстоять свой суверенитет в отношениях с иностранным табачным бизнесом, доля которого 94% в продажах. В 2001 году «Филипп Моррис» в Чехии на полном серьезе отстаивал тезис экономической нецелесообразности мер, направленных на сокращение потребление табака. Компания представила доклад с расчетами, что отрасль, которую власти планировали ограничивать, экономит бюджету Чехии 24–30 миллионов долларов в год из-за того, что курильщики умирают раньше, и им не нужно платить пенсию и финансировать лечение. Чехи аргумент в духе «меньше народу – больше кислороду» не восприняли, а к кому прислушиваются российские власти – мы скоро узнаем.

Не внушает мне оптимизма и то, что в прошлом году Дмитрий Медведев наградил орденом Дружбы народов главу «Джапан тобакко» в России. Данная компания контролирует 37% продаж российским курильщикам и, значит, вносит самый большой вклад в российскую сверхсмертность, связанную с курением. По мнению Медведева, награда нашла героя за высокие достижения компании в развитии экономического и научного потенциала России. Может и правда не нужно этот закон принимать, раз нам нужно именно такое экономическое развитие и такой ценой?