Иллюстрация: Жан Эффель "Сотворение мира"
Меня часто спрашивают, что такое бизнес, и какие цели в бизнесе я перед собой ставлю. На мой взгляд, отличительной чертой бизнеса, как рода деятельности, является обязательное генерирование прибыли. Но прибыль – это не цель бизнеса. Это его инструмент. Еще один вопрос, который меня заставляет задуматься, – почему я занимаюсь бизнесом? Я порой не могу объяснить это просто и в двух словах. Это – моя суть, и это – моя жизнь. Но самая близкая ассоциация, которую я могу привести, – это сравнение бизнеса с игрой. Попробую пояснить свою мысль. Бизнес – это, прежде всего, креатив. Он определяется не людьми или деньгами, а определяется креативными идеями. Если посмотреть этимологию этого слова, то креатив – это «творение из ничего». И это присуще только Богу. Только Бог творит из ничего. Но почему он это делает? Что заставляет Бога творить, какая у него необходимость? Здесь нет никакого другого объяснения, кроме того, что это своеобразная игра Создателя. Человек – это творение Божие, и мы несем в себе божественную искру. Поэтому жажда творчества, творения, креации живет в каждом из нас, и это доставляет человеку удовлетворение. Оно может определяться разными словами. Например, словом «самореализация». Но главное объяснение все же в том, что человек по своей сути склонен к творению. А настоящее творение – это как раз игра. Пожалуй, сама жизнь – это игра, которая приносит удовольствие. Что заставляет композитора писать музыку? Игра, чистое творчество. Она дает ему возможность испытать драйв, самореализоваться, и в этом раскрывается его, если хотите, божественная сущность. Мне могут возразить, что не все занимаются творчеством, есть просто работа. Безусловно, «делание чего-либо» тоже очень важно, но каждый человек должен стремиться открыть в себе Божью искру. Если это происходит, то он начинает делать выдающиеся вещи. При этом, конечно, предназначение у всех разное. Поэтому я считаю, что если относиться к бизнесу как к игре, можно добиться широты взглядов при принятии решений, и эти решения будут нестандартными даже в стандартных ситуациях. Так называемый «серьезный подход», когда есть только два мнения – одно мое, а другое неправильное, – в бизнесе не работает. Бизнес – это творчество, и, как в любом творчестве, игра, несерьезность, самоирония, возможность легко и непредвзято посмотреть на самые серьезные вещи – это прямой путь к успеху. Я не удивляюсь, что в последнее время Нобелевские премии по экономике чаще всего вручают ученым, которые, так или иначе, занимаются теорией игр. Потому что математика здесь попросту бывает бессильной. Но хочу еще раз заострить внимание на одном моменте. Очень часто инструменты путаются с целями. Когда прибыль в бизнесе ставится во главу угла – это ложная цель. Отсюда идет развитие всяких маний и зависимостей. В этом смысле, современная наркология не делает различий между наркотической зависимостью, шопоголизмом или игроманией. Зарабатывание денег в качестве цели – это уже мания. И медицинский диагноз. Но, конечно, нельзя принижать и значение инструментария. Если, скажем, нам надо открутить гайку, то нужен гаечный ключ, а не скрипичный. Но очень важно правильно расставить акценты.