
Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Прежде чем перейти непосредственно к причинам, я должен сделать три ремарки.
Россия как часть глобальной экономики стоит на пороге нового витка экономического кризиса. Ее зависимость от конъюнктуры сырьевых рынков не позволяет надеяться на то, что российский рынок станет тихой гаванью на фоне глобальной экономической бури. Это, так или иначе, надо иметь в виду не только финансовым аналитикам, но и политическим стратегам.
В данном тексте я не касаюсь интересов нынешних или потенциально избранных депутатов Государственной думы. Для одних она оплот государственности, для других – нелегитимный орган. Об этом бессмысленно спорить, я и не предлагаю этого делать. Именно поэтому ниже приведены причины, не связанные с интересами действующих или потенциальных парламентариев.
Как я уже говорил, в том числе на Slon, сами по себе перевыборы ничего не дают: вместо одних «профессионалов» придут другие, а некоторые так в зале заседаний и останутся. Важным итогом новых выборов депутатов Государственной думы должно быть формирование правительства парламентского большинства. Только это имеет значение. Почему?
Причины, важные для власти (здесь подразумевается, конечно, власть президентская).
1. В условиях нарастающего экономического кризиса власти потребуется разделение ответственности за принятие антикризисных решений, которые не всегда будут «белыми и пушистыми».
2. Новый принцип формирования правительства даст власти дополнительные возможности маневра, работы с различными группами влияния и создания новых тактических союзов и коалиций.
3. Перевыборы и правительство парламентского большинства точно обеспечат повышение авторитета власти, в первую очередь, конечно, на международной арене, но не только: внутри страны возрастет уровень доверия к власти, например, со стороны бизнеса.
4. Еще одна причина – возможность принятия непопулярных решений, необходимость в которых будет появляться вне зависимости от мирового экономического кризиса. Такими решениями могут стать, например, проведение пенсионной реформы или продолжение реформы образования.
5. Наконец, немаловажная причина – завершение осенне-зимнего противостояния. Я уже сравнивал историю Болотной и Сахарова с пуританской революцией в Англии, а победу Владимира Путина на выборах президента – с Реставрацией Стюартов. Логическим завершением этой конструкции являются перевыборы и формирование правительства парламентского большинства. Эти решения позволят перевернуть осенне-зимнюю страницу и начать новый политический этап.
Причины, важные для бизнеса:
6. Возможность легального и понятного вхождения в парламент. Места в Госдуме, конечно, будут продаваться, но возможность влиять на формирование правительства будет этот процесс ставить в рамки. Это позволит бизнесу участвовать в политической жизни как самостоятельной политической силе, работая со всеми политическими партиями.
7. Появление возможности диалога, в том числе, по значимым для бизнеса проблемам (обсуждение проблем, связанных с вступлением в ВТО, например).
8. Возможность экстраполяции новой политической традиции на регионы. Понятно, что сейчас регионы копируют «лучшие образцы» политической практики с федерального уровня. В этой конструкции шансов проявить себя у бизнеса почти нет. Никто не сказал, что другая практика эти шансы подарит, но возможность их появления точно есть.
9. Новый принцип формирования правительства точно обеспечит повышение экономической устойчивости, поскольку решения будут более проработанными, хотя цикл их принятия и увеличится. Экономическая стабильность – именно то, чего хочет бизнес, а добиться ее можно только консенсусными и коалиционными решениями.
10. Появляется возможность решения застарелых, но важных проблем экономики, до которых раньше не доходили руки или просто не было политической воли. Их список займет не одну страницу текста, начиная с МСФО и заканчивая пресловутой работой фискальных служб и силовых структур.
Причины, важные для гражданского общества:
11. У гражданского общества может появиться вполне легальная и при этом эффективная возможность прямого влияния на власть через соучастие в ответственности за принятие государственных решений. Понятно, что к этому готовы не все представители гражданского общества, но я почему-то уверен, что если есть возможность что-то сделать, то грех этой возможностью не воспользоваться.
12. Высока вероятность появления новых гражданских лидеров и новой гражданской энергии, что, безусловно, нужно и самим гражданским активистом, и всему обществу.
13. Уход из «маршевой» истории в конструктив. Я отношусь к той части гражданского общества, которое считает, что так называемые «Марши миллионов» не являются наследниками Болотной и Сахарова. «Марши несогласных» и «Стратегия 31» точно не моя история, хотя я и согласен с тем, что лидеры «Марша миллионов» при всей их видимой неконструктивности осуществляют важную общественную функцию – «раскачивают лодку». Но эта функция однозначно должна дополняться созидательными решениями других гражданских лидеров, которых общество, безусловно, способно предъявить.
14. Конвертация общественных инициатив в политическое действие. Понятно, что гражданское общество имеет громадный внутренний потенциал. Задача состоит в том, чтобы этот потенциал стал реальностью, что вполне может произойти в новом политическом цикле.
15. И, конечно, возможность соучастия в решении старых общественно значимых проблем, к которым относится и реформа судебной системы, и гуманизация пенитенциарной системы, и вопросы цензуры, и многое другое.
В общем, Третья республика нужна почти всем. Вопрос лишь в том, когда и при каких обстоятельствах она появится.