REUTERS/Stephen Lam

У всего есть свои циклы развития – есть они и у технологических компаний. Одни, как, например, Palm, сначала становятся успешными потому, что смогли создать прорывной продукт, а потом сходят со сцены, потому что продукт изжил себя, а ничего лучшего они не придумали. Они – как группы одного хита, век которых ярок, но недолог. Другим свойственно большее долголетие: в какой-то момент они находят в себе силы вновь создать что-то новое и снова стать катализаторами технологической революции. 

В 2007–2010 гг. Apple, безусловно, полностью меняла технологический ландшафт – и результаты этих изменений сегодня заметны каждому. Смартфоны с тач-дисплеями огромными темпами захватывают рынок мобильных аппаратов, планшетом больше никого не удивишь, и даже традиционные операционные системы существенно перерабатываются с прицелом на тач-интерфейс. Однако на сегодня революция, по сути, завершена. Сама Apple уже не предлагает на этих направлениях ничего особенно нового – лишь продолжает последовательно улучшать свои продукты, но уже без революций. Страшно сказать, но даже Microsoft со своей новой Windows 8 во многом куда радикальней, чем все то, что Apple показала на конференции WWDC в отношении OS X и iOS. Да, новые версии ОС представлены, и улучшений в них не счесть. Но все это – как раз примерно то, чего мы и ожидали, вовсе не небывалое и даже не удивительное.

Продукты, очевидно, перешли в стадию зрелости и дальше будут постепенно совершенствоваться – та же Windows находилась в таком состоянии 10 лет и никто и не думал жаловаться. Потому что люди любят хорошее и привычное и их устраивают такие постепенные улучшения – по крайней мере, пока не будет показано что-то радикально лучшее, а этого в ближайшие пару лет не случится – технологические революции не бывают такими частыми. Но все-таки немного обидно. Все-таки все привыкли, что Apple не просто делает хорошие вещи, а именно удивляет, разит наповал. И именно того, что эта способность испарится с уходом Стива Джобса, все боялись. Тем более, что вслед за исчезновением этой способности уход со сцены – лишь вопрос времени, хоть, иногда, и продолжительного. 

Испарилась. Но, к счастью, не совсем. Одна удивительная и невероятная вещь все-таки была. И сам Стив оставил бы ее, конечно, под конец. Для своей знаменитой one more thing. Но так получилось, что показали ее чуть ли не в самом начале презентации. И речь, конечно, о новом MacBook Pro с дисплеем высокого разрешения

http://www.youtube.com/embed/Neff9scaCCI

Безусловно, ноутбук этот красив, мощен, легок, конечно же, его экран задает совершенно новый стандарт для такого рода устройств и, безусловно, как и ожидалось, подстегнет прогресс в области разработки независящего от разрешения программного обеспечения. И wow-фактор на высоте – продаваться новые «прошки» будут миллионами, невзирая на свою высокую цену.

Однако главное не это. Не зря Apple для этой модели воспользовалась не уже имеющимися на рынке комплектующими, а разработала свои, уникальные. Мы имеем дело с совершенно новым шасси, которое раньше в индустрии просто не существовало. Нельзя сказать, чтобы не было ноутбуков с примерно такой производительностью и даже с приближающимся разрешением экрана. Но никогда ранее такой заряд мощности не был представлен в столь компактном форм-факторе. И это уже не просто количественное, но качественное изменение.

Что можно сказать об этом новом подходе к ноутбуку? Ключевые особенности – исключительная тонкость и легкость, максимальный запас энергии (внутри – почти одни батарейки), при этом огромная мощность. Отсутствие механических частей, кроме клавиатуры и механизма закрывания дисплея – внутри только твердотельный накопитель, ни винчестера, ни компакт-диска. Для того чтобы освободить максимум места под батареи – внутри все просто крохотное, все комплектующие упакованы максимально плотно. Это не компромиссный ультрабук – это полноценный бескомпромиссный монстр, заключенный в крошечный объем.

Конечно, устройство, в результате, получилось достаточно дорогим, в Америке стоит свыше $2000, у нас будет стоить наверняка ближе к $3000. Но прорывные продукты почти всегда бывают дорогими. Самое главное – этот новый форм-фактор несомненно полностью заменит собой те ноутбуки, к которым мы привыкли сегодня, уже в ближайшее время. Завтра все будут хотеть подобную машинку, в следующем году все крупнейшие производители выпустят что-то подобное (будьте уверены – новый MBP уже завтра начнут разбирать на части и изучать под микроскопом в центрах разработки конкурентов), к концу 2013 нотубуки в том форм-факторе, который вы используете сейчас, будут восприниматься так же нелепо, как сегодня – мониторы на основе электронно-лучевой трубки. 

Так что Apple удалось совершить технологическую революцию еще раз. И мне очень хочется верить, что не в последний.