«Приглашение» было озвучено во время телевизионного интервью. Рафаэль Корреа не говорил напрямую о возможности приезда Ассанжа в столицу Кито – скорее, он просто в шутку поприветствовал его вступление в «клуб гонимых».
Стал ли тот диалог между президентом, который считает, что стал объектом травли со стороны отечественных СМИ, и журналистом, пребывавшим под домашним арестом в Англии, катализатором событий, которые в минувший вторник разворачивались в посольстве Эквадора в Лондоне?
Орландо Перес, редактор проправительственной эквадорской газеты El Telegrafo, не сомневается, что именно тогда у Ассанжа родилась идея попросить убежище в Эквадоре.
«Мы брали интервью у основателя Wikileaks 10 апреля, и уже тогда он выражал свое восхищение Эквадором, но именно во время интервью с президентом между ними появилось настоящее взаимопонимание. Я думаю, в тот самый момент мысль об убежище и пришла Ассанжу в голову», – считает редактор.
Однако тот факт, что Корреа был единственным латиноамериканским лидером, появившимся в телевизионной программе Ассанжа, дает основания предполагать, что взаимопонимание между президентом и журналистом, на самом деле, возникло раньше.
Утечка укрепила
На сайте The World Tomorrow – еженедельной программы Ассанжа, транслируемой, в том числе, российским телеканалом Russia Today, президент Эквадора назван «харизматичным левым популистом», который стал «энергичным представителем Латинской Америки XXI века».
До Рафаэля Корреа в телешоу Ассанжа участвовали такие деятели, как лидер движения «Хезболла» Хассан Насралла, словенский интеллектуал Славой Жижек и президент Туниса Монсеф Марзуки.
В интервью Ассанжу президент Эквадора сказал, что разглашенная Wikileaks дипломатическая переписка укрепила его правительство, «потому что серьезные обвинения в адрес американского посольства вызвали рост национализма и усилили желание защитить суверенитет страны».
«Безусловно, мы – националисты, и мы защищаем наш суверенитет», – заявил Корреа. При этом он не упустил случая раскритиковать независимые от правительства Эквадора СМИ за то, что они не опубликовали взломанную переписку, которая, как утверждал президент, «шла вразрез с их интересами».
Публикация Wikileaks конфиденциальной переписки американских дипломатов произвела ошеломляющий эффект почти во всех странах мира. Но лишь немногие из них отреагировали на эту информацию так, как это сделало правительство Эквадора.
5 апреля 2011 года министр иностранных дел Рикардо Патиньо объявил о высылке из страны американского посла Хезер Ходжес – после публикации секретных дипломатических документов, касающихся полицейской коррупции в Эквадоре.
«Когда появились первые утечки, эквадорские власти сочли, что удар направлен против них, и не особо доверяли вскрывшейся информации, – говорит редактор частной газеты «Hoy» («Сегодня») Марлон Пуэртас. – Но вскоре ситуация изменилась, правительство поняло, что утечки можно использовать в политических целях, и тогда Ассанж из негодяя превратился в героя», – объясняет журналист.
Мнение Пуэртаса, среди прочего, основано на противоречивых заявлениях эквадорских чиновников, сделанных после того, как разразился скандал вокруг утечек Wikileaks.
С пользой нарушил закон
29 ноября 2010 года заместитель министра иностранных дел Эквадора Кинто Лукас предложил Джулиану Ассанжу постоянное проживание в Эквадоре «безо всяких предварительных условий».
Несколько часов спустя президент Корреа поправил высокопоставленного дипломата, сказав, что его заявление является личным мнением, высказанным без согласования с МИД или главой государства.
Позже, во время интервью с колумбийской журналисткой Клаудией Гурисати, Корреа сказал, что не предлагал Ассанжу убежища, но не исключил, что это может произойти. «Ассанж нарушил закон, но в итоге принес нам большую пользу: он разоблачил имперскую политику Соединенных Штатов», – заявил президент.
«Просьба Ассанжа об убежище основана на официальном приглашении от замглавы МИД Кинтто Лукаса, которого Корреа не дезавуировал», – говорит редактор El Telegrafo Орландо Перес.
«Ассанж, хотя и раскритиковал высылку американского посла Ходжес, высоко оценил храбрость Эквадора в его отношениях с Вашингтоном», – замечает редактор.
Просчитывают сценарии
Впрочем, по мнению Марлона Пуэртаса, «странно, что Ассанж просит убежище в стране, где президент постоянно воюет с частными СМИ».
«Каждую субботу, когда президент выступает по телевидению, СМИ обрушиваются на него с нападками, – говорит редактор газеты Hoy. – Плюс ко всему идет судебный процесс против газеты El Universo и авторов книги «Большой брат», в которой критикуют брата президента, Фабрисио», – поясняет Марлон Пуэртас.
Орландо Перес, напротив, утверждает, что Ассанж – один из тех мыслителей, философов и учёных, которые дают правильную оценку изменениям, происходящим в странах Южной Америки. «Некоторые информагентства сильно преувеличивают мнение о том, что в Эквадоре нет никакой свободы самовыражения – некоторые районы страны можно считать эталоном демократии и гласности», – считает он.
При этом ни один из журналистов не готов предсказать, как закончится история с Ассанжем. По мнению Марлона Пуэртаса, эквадорские чиновники сейчас «должно быть, просчитывают и анализируют все возможные сценарии».
«Если ответ на вопрос требует согласования в правительстве, то никогда не нужно ждать спонтанного решения», – говорит журналист.
Автор – Матиас Зибел
Оригинал материала на сайте «Русской службы Би-би-си»