Фото: РИА Новости
Государственная Дума утвердила один-единственный день в году, когда будут проводиться выборы регионального и муниципального уровней. Несмотря на активные возражения трех фракций: КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР – большинство перенесло голосование на второе воскресенье сентября. Сейчас закон также устанавливает единые дни – в марте и в октябре. С идеей оставить только один выступили либеральные демократы – и в их законопроекте предлагалось последнее воскресенье марта. Но профильный комитет (ретранслятор воли большинства), согласившись с концепцией сократить количество единых дней, придумал собственное решение, когда именно проводить выборы. Ни один аргумент оппозиции и прессы не подействовал на «Единую Россию». Свою же мысль они обосновали соображениями финансового свойства: регионы свои бюджеты начинают формировать с октября. А значит, выбирать власть нужно до старта этого процесса – то есть в сентябре. Однако парламентское большинство игнорирует контраргумент: сформированный в марте законодательный орган справится с бюджетом ничуть не хуже сентябрьского. А то и лучше – хотя бы потому, что уже не будет озабочен оргвопросами, а за полгода даже успеет войти в курс дела.
Таким образом, законодательную инициативу ЛДПР – одну из немногих, доведенных до состояния полноценного закона, медведи обернули исключительно в свою пользу вопреки замыслу авторов. И, на первый взгляд, здравому смыслу. Хотя, если присмотреться, то мотивация единороссов становится очевидной.
Во-первых, не вызывает сомнений то, что лежит на поверхности. Сама дата голосования представляется неудобной: середина сентября – это еще вполне себе отпускной, бархатный сезон. Для так называемого «среднего класса». Который в массе своей голосует за кого угодно, но не за «ЕдРо». И чем дальше от избирательного участка окажется такой избиратель, тем это выгоднее власти. Зато врачи-учителя, к которым так легко применить административный ресурс – уже все на месте: учебный год начался. Кроме того, это довольно элегантный способ «избавиться» от протестного электората, который тоже голосует по принципу «за кого угодно, кроме «этих»: такие предпочтут провести время на дачных участках, где тоже в середине сентября еще есть чем заняться. Другими словами, немалую долю «недовольных» власть поощряет к неучастию в голосовании. Явка, очевидно, упадет, но именно за счет тех, кто не поддерживает «ЕдРо». А следовательно, итоговый процент ЕР будет выше (Омские выборы – яркая иллюстрация такой технологии).
Но есть и «во-вторых». Речь идет о предвыборной кампании. Этот важнейший для нормальных цивилизованных выборов этап приходится как раз на глухое лето, а его активная фаза – агитация в средствах массовой информации – цепляет последние дни августа и первые дни сентября. И вот здесь нет никаких сомнений в том, что ни один кандидат не сможет полноценно пообщаться с избирателями: родителям школьников в эти дни совершенно наплевать на партии всех мастей, у них другие заботы. А остальным наплевать еще больше – отпуска, как мы помним, продолжаются. И ни одному нормальному человеку не придет в голову посвятить это время просмотру чрезвычайно увлекательных российских теледебатов. И вот этот фокус единороссов в своем цинизме более опасен, чем банальная игра на снижение явки: они уничтожают предвыборную борьбу как таковую, оставляя единственного игрока на этом поле: административный ресурс. Они фактически признают, что никакими иными, хотя бы приблизительно честными путями, выигрывать выборы партия уже не сможет. Никогда.