С 1 июля вступает в силу новая инструкция ЦБ – 110-И, меняющая правила расчета достаточности капитала банков. ЦБ позиционирует ее как очередной, и самый мощный за последнее время, шаг в сторону Базель III. Эта инструкция предусматривает изменение коэффициента риска по целому ряду заемщиков, которые либо имеют проблемы с финансовым состоянием, либо являются офшорами, либо недостаточно полно раскрывают информацию. Для таких заемщиков фактически устанавливается «запрещающий» коэффициент риска. Если оценивать формально, то под него степень риска закладывается не 100%, а 150% – коэффициент 1,5.
Цель понятная – борьба за прозрачность, за снижение доли строительными активами и кредитования проектов акционеров банков, и это укладывается и в мировую тенденцию изменений в регулировании. Хотя именно у нас такие громкие «кейсы» как «Межпромбанк» и «Петроффбанк» реально вынудили ЦБ ужесточить требования сейчас.
Некоторые банки пытались повлиять на ЦБ, убедить не ужесточать регулирование, до сих пор раздаются призывы отменить этот приказ или перенести его на следующий год. Но принципиально эта инструкция не будет мешать банкам кредитовать экономику. ЦБ не ставит перед собой цели сдержать кредитование. Если заемщик банка – предприятие малого бизнеса, то он не подпадает под действие инструкции. Если заемщик раскрывает о себе информацию, даже если он офшор, но показывает бенефициаров и отчетность, то и в таком случае можно избежать максимального коэффициента риска. Также правило не распространяется на заемщиков, имеющих рейтинг от официально признанного Министерством финансов рейтингового агентства. ЦБ дает понять, что борется не за ужесточение условий кредитования, а пытается выделить непрозрачный сегмент, связанный с кредитованием проектов акционеров. То есть нормальные заемщики, не аффилированные с банком, которые могут доказать свою прозрачность и кредитное качество не будут после 1 июля попадать под повышенные коэффициенты риска. Идейно все это близко к Базель-2, ЦБ также анонсирует постепенную синхронизацию и с Базель-3 в ближайшее время
Но все же – это Базель по-русски. ЦБ устанавливает ряд исключений из повышенного коэффициента риска, которые отражают русскую специфику. Во-первых, под действие приказа не подпадают заемщики, выполняющие оборонный заказ либо являющиеся стратегическими предприятиями. Представить такое в Базеле невозможно – оборонный заказ не имеет никакого отношения к кредитному риску. Во-вторых, если заемщик добросовестного налогоплательщика имеет доказанные налоговые поступления в налоговом объеме, он тоже подпадает под исключение. В этом пункте смешивается кредитное качество заемщика и его отношения с налоговыми органами. В этом есть некий экономический смысл, но все же это не имеет никакого отношения к общепринятым параметрам кредитного риска.
Некоторые банки озаботились проблемой давно. Они стали готовить заемщиков, они задумались о том, как вести бизнес: либо готовятся к тому, чтобы раскрывать максимум информации о себе либо получают рейтинги. Но часть банков, имеющих низкий Н1, до сих пор занимают выжидательную позицию. Эти банки находятся в зоне риска, потому что ЦБ настроен очень жестко – ни льгот, ни отсрочки не предусмотрено. Даже если проблемы возникнут у крупных банков из первой сотни, ЦБ с ними церемониться не будет – позиция была заявлена давно, введение новых правил для ЦБ политически важно. Последние крупные скандалы были связаны именно с тем, что банки кредитовали связанные стороны, а потом оказывалось, что акционеру проще пожертвовать банком, чем промышленными активами или иными бизнесами. Центробанк, конечно же, это не устраивает. И новая 110 инструкция ударит именно по банкам, кредитующим стройку и бизнес акционеров.
Главное, чтобы у ЦБ была политическая воля по правоприменению этой инструкции. И не было специального закрытого списка банков (возможно, спущенного «сверху»), которым, конечно, нарушать нельзя, но если очень хочется – то можно. От редакции:В группе риска по этой инструкции находятся «Промсвязьбанк», «Уралсиб», «Росбанк» и «Ак барс». «Газпромбанк» и «Номос-банк», которые ранее находились в этой группе, разместили субординированные евробонды – каждый по $500 млн, которые будут зачтены в капитал. Банк «Траст», который тоже назывался в числе рискованных банков, смог получить рейтинги для своих заемщиков и вывести их из-под действия инструкции.