Фото: Flickr.com/ Ronnie Ra
Инновации – главный фетиш бизнеса. И, наверное, поэтому страсть к инновациям – одна из самых распространенных и опасных болезней начинающих предпринимателей.
Один мой знакомый хотел установить в проходных местах красивые скамейки и размещать на них рекламу. Для Сыктывкара это была настоящая инновация – такого в городе еще никто не делал.
Я искренне хотел ему помочь и поэтому честно пытался отговорить. Ведь рекламный рынок в городе перенасыщен – даже традиционные медиа не могут заполнить свои площади. Но он и слушать меня не хотел. Как и многим начинающим предпринимателям, ему казалось: чтобы сделать бизнес, надо придумать что-то принципиально новое – чего еще нет на рынке. Хотя, как мне кажется, в большинстве случаев поступать надо ровно наоборот.
Когда я решил заняться доставкой пиццы, знакомые предприниматели считали, что я сошел с ума. В городе уже работало три местных сети пиццерий и еще около десятка независимых. Всего в городе с населением 240 000 жителей было порядка двадцати мест, где готовили пиццу. При этом у нас никто не готовил и не доставлял китайской лапши. Пицца – это банально. Надо заниматься китайской лапшой! Так мне советовали.
Логика тут вроде есть. Если выйдешь на существующий рынок, будешь соперничать с более опытными конкурентами, которые уже завоевали лояльность клиентов. Если займешься чем-то принципиально новым, станешь первым в своем деле и сорвешь куш.
Но на практике эта логика не работает. Когда ты начинаешь с инноваций, приходится приучать людей к незнакомому товару, навязывать людям новые потребительские привычки. Это сложно и очень рискованно. Чтобы преуспеть, нужен немалый капитал, опыт и хорошее знание рынка. Как правило, у начинающих предпринимателей всего этого нет.
При этом вполне можно делать то же самое, что другие, только лучше. Если вы заходите в кафе и видите грязный туалет, значит, конкуренция низкая и можно смело открывать второе кафе, где будет чистый туалет, – шансы в этом случае добиться успеха куда выше.
Когда я открывал пиццерию, в бизнес-плане мы написали, что в первый год хотим достичь оборота в 700 000 рублей в месяц. Моему партнеру даже эта скромная цифра казалась нереальной – ведь мы собирались работать только на доставке, не открывая ресторана. Его пугала конкуренция, хотя, на мой взгляд, уровень сервиса у соперников оставлял желать лучшего. Меньше чем через год наш месячный оборот составил два миллиона рублей.
Может быть, для развитых стран Америки или Европы инновации – это и правда реальная необходимость. Но мне в последнее время все чаще кажется, что создавать новые рынки в России новичку в бизнесе нет никакого смысла, – мы здесь еще не довели до ума самые обыкновенные товары и услуги. Ведь по уровню сервиса, качеству продуктов и ценам мы отстаем от Запада на два-три эволюционных шага.
Всюду грязь, очереди, неповоротливость, унылый дизайн, зачастую хамское обслуживание. Особенно остро эти проблемы стоят в регионах. Их надо решать, – и я уверен, что на этом можно хорошо заработать.
Недавно я искал подрядчика, который сделал бы систему вентиляции в пиццерии. Компания обещала рассчитать смету через две недели. Когда вышел срок, выяснилось, что менеджер, который мной занимался, как раз ушел в отпуск. Пришлось звонить директору. Он сказал, что на обеде и перезвонит, когда приедет. Не перезвонил. Когда я позвонил ему снова, он сказал, что уже ушел из офиса и позвонит завтра. Не позвонил. Смета пришла только вечером.
Когда я взглянул на нее, подумал, что люди сошли с ума: монтаж вентиляции для помещения площадью 70 квадратных метров по смете стоил 750 000 рублей. Там в том числе значились такие чудеса, как дырка в стене стоимостью десять тысяч рублей… В итоге вентиляцию делала компания из Кирова. Хотя до него 400 километров, они уложились в сто тысяч рублей.
Какие инновации? Приезжайте в Сыктывкар, открывайте бизнес по монтажу вентиляции, организуйте нормальный, но самый традиционный сервис для клиентов и дайте адекватные цены, – и завоюете город. За ним другой, третий, а потом и всю страну.
Возможно, вентиляционный бизнес – звучит не очень круто. Наверное, поэтому выпускники бизнес-школ и молодые столичные предприниматели занимаются интернет-стартапами. Их презентации смотрятся здорово: пресса с куда большей охотой напишет про революционный веб-сервис, чем про монтаж вентиляции. Но вот вопрос – какой процент из этих модных стартапов реально принесет создателям деньги?
Каждый выбирает свой путь. Но мне кажется, что от инновационных стартапов нередко больше зла, чем пользы. В итоге ведь не только деньги улетают в трубу, но и люди разочаровываются в себе и в предпринимательстве. Хотя они просто выбрали неправильную точку приложения усилий.
Проект с рекламой на скамейках, как я и предсказывал, провалился. Правда, одна скамейка с рекламой в городе все-таки стоит – как раз перед нашей пиццерией. Узнав, что бизнес не пошел, я эту скамейку у предпринимателя и купил. Недорого получилось.