MIKHAIL KLIMENTYEV / RIA-NOVOSTI KREMLIN POOL / AFP
Иногда обсуждение правительством скучнейших (но от того не менее значимых для всех нас) вещей типа бюджетного правила, определяющего использование нефтегазовых доходов для формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, перерастает в довольно забавную демонстрацию интеллектуального превосходства одних членов правительства над другими. К примеру, сегодня сразу после оглашения Владимиром Путиным бюджетного послания Федеральному собранию на 2013–2015 годы проходило заседание правительства, посвященное оному посланию. Пообещав, что все социальные обязательства будут выполнены, несмотря на сложность экономической ситуации в мире, и немного отчитавшись о проделанной работе, председатель правительства Дмитрий Медведев передал слово министру финансов Антону Силуанову. И началась бурная дискуссия о том, как считать цену на нефть. Как определяется базовая цена на нефть? В обсуждавшемся законопроекте прописано, что это – среднегодовая цена на нефть за определенный период. При этом Минфин предлагает постепенно увеличивать период, за который формируется базовая цена, – сначала это будет 5 лет, но постепенное увеличение этого периода через еще 5 лет сделает его равным 10 годам. После выступления Силуанова слово взял министр экономического развития Андрей Белоусов, его-то речь и спровоцировала обмен колкостями между членами правительства. Белоусов заявил, что вообще-то формула расчета базовой цены у Минфина неправильная – потому что она не учитывает инфляцию.
«На самом деле нефть, при всем ее, безусловно, огромном значении для российского бюджета, все же является не более чем обычным биржевым товаром, торгуемым в долларах, и как таковой он подвержен мировой инфляции. То есть сегодня нефть стоит больше, чем вчера, не только потому, что есть колебание спроса и предложения, но и просто потому, что она подвержена инфляционному тренду. Если это обстоятельство не учитывать, то на десятилетнем периоде накапливается достаточно большая систематическая ошибка».
Если не принять предлагаемую Белоусовым поправку, базовая цена нефти будет ниже – соответственно, прогноз государственных доходов уменьшится и бюджет будет тратить меньше. Это выгодно прижимистому Минфину, но плохо для Минэка, который хочет тратить больше на различные программы развития. На замечание Белоусова Силуанов ответил, что в любом случае на расходы 2013 года поправка не повлияет. И тут за дело взялся премьер Медведев, который задал, безусловно, вопрос дня. Вот какой диалог произошел между ним и его заместителем Аркадием Дворковичем:
Медведев: «Пожалуйста, Аркадий Владимирович».
Дворкович: «Спасибо. Антон Германович прав в том, что касается влияния на бюджетное планирование 2013 года, тем не менее элементарные правила экономической и математической логики говорят о том, что нужно учитывать инфляцию. И я считаю, что данная поправка абсолютно верна – ее можно учесть во втором чтении, и это просто будет соответствовать законам математики даже, а не…»
Медведев: «А что важнее – законы экономики или законы математики?»
Дворкович: «Дело в том, что я по специальности экономист-математик, и у меня в голове они соединяются очень удачно и гармонично».
Медведев: «Но только у вас».
Дворкович: «Да, но я считаю, что правительство должно следовать некоторым разумным правилам, и это правило именно разумное: не учитывать инфляцию нельзя. Мы учитываем же инфляцию, когда индексируем зарплаты, пенсии, многие другие вещи. Не учитывать тот же самый параметр при определении базовых гипотез относительно доходов – просто нельзя: это не будет соответствовать логике. Я считаю, что поправку нужно учесть при рассмотрении закона во втором чтении».
После Дворковича слово взял первый зампред Игорь Шувалов, который напомнил Медведеву, что, мол, вообще-то мы вопрос этот уже обсуждали:
«Мне кажется, мы этот вопрос у Вас на совещании обсудили с ясным решением. И большинство участников совещания поддержали позицию Минэкономики, что действительно этот фактор инфляции необходимо учитывать. Я поддерживаю то, что сказал Андрей Рэмович, и считаю, что это также соответствует законам экономики».
Однако Медведева такой ответ не удовлетворил: «Получается, что недообсудили». Он поручил подчиненным вернуться к этому вопросу и «буквально в ближайшие несколько дней обсудить то, каким образом мы все-таки будем учитывать или не учитывать инфляцию». Возникшее напряжение снял Владислав Сурков, заявивший что «вопрос внесен с полным соблюдением регламента». На том и порешили – будем еще пару дней решать, нужна нам инфляция или не нужна.