«Зачем они это сделали?» – закричал сидящий напротив меня коллега по редакции, когда я показала ему обновившийся интерфейс сайта для путешественников iknow.travel. Стоит пояснить: долгие месяцы этот ресурс существовал в форме уютной блог-платформы для своих с колонками про путешествия и туристические места, но на днях он полностью изменился. И превратился в «Pinterest для путешественников» (Pinterest – социальный сервис, основанный на изображениях, один из хитов последнего года) – накачанную визуальными образами UGC-платформу.
Коллега, конечно, в курсе, какие основные тренды являются актуальными в сфере интернет-предпринимательства на Западе в последние пару лет и доплыли через океан и до России. Прежде всего, это travel-сервисы: люди не стали больше путешествовать, но полюбили планировать поездки без помощи турагентств, в интернете – отсюда и рост систем бронирования, аренды жилья, планирования поездок и рекомендательных площадок. Вторая тенденция – рост популярности сервисов закладок и систематизации данных: в море информации, ежедневно обрушивающейся на людей, невозможно ориентироваться без спецсредств. Наконец, главное – интернет становится все более визуальным, а пользователи длинным текстам предпочитают картинки, демотиваторы и блоги в Tumblr. Все три тренда объединил в себе в причудливой комбинации Iknow.travel – и о том, зачем это было сделано, мы не смогли не расспросить сооснователей проекта – Анну Бичевскую и Романа Медведева.
Роман Медведев | Анна Бичевская |
В описании проекта встречается фраза «Pinterest для путешествий». Смело заявляете, что заимствовали чью-то модель?
Анна Бичевская: «Pinterest для путешественников» в заголовке – это скорее отсылка к узнаваемому интерфейсу, нежели к модели. Мы считаем, что Pinterest использует революционный формат визуального представления информации, он стремительно завоевывает популярность у пользователей. В свое время кто-то первым использовал ленточное представление текстов в блогах, и это надолго определило вид онлайн-медиа. Сейчас же все постепенно смешается в сторону микроформатов с картинками. Не за горами время, когда этот подход станет обыденным для интернета делом. Во всем же остальном мы абсолютно другие. Iknow.Travel – социальная сеть, платформа для обмена рекомендациями о наиболее интересных местах мира, конструктор, позволяющий запланировать свою поездку: выбрать интересные места, описанные другими пользователями, внести в свой собственный план, в дальнейшем перенести все на карту, сформировать маршрут от двери до двери и в путешествии иметь свой собственный индивидуальный путеводитель.
Сервис состоит из двух важных элементов – мест и событий
Почему все построено на изображениях, разве это удобно? Все эти картинки – новая форма познания реальности?
Роман Медведев: Модель, которую мы выбрали, – использование самых передовых интернет-технологий: визуализация контента, социальная сеть, возможность использовать уже имеющиеся контакты в Facebook или VK, онлайн-планирование поездок. Мы живем в век путешествий, никогда раньше люди по всему миру так много не ездили. Привычки путешественников меняются – люди перестают пользоваться услугами агентств и постепенно учатся быть самостоятельными в этом вопросе.
Когда вы все это придумали?
Роман Медведев: iknow.travel родился на базе двух самостоятельных проектов: социального путеводителя и билетного сервиса. Каждый из нас в тот момент занимался своим проектом по полгода и уже готовился к запуску. В сентябре 2011-го мы познакомились с Аней и решили объединить наши усилия, а в декабре уже запустили совместный проект – журнал путешественников и движок по покупке авиабилетов в одном флаконе. В таком виде iknow.travel просуществовал до марта, когда нам стало понятно, что останавливаться на достигнутом не стоит, нужно продолжать думать и двигаться дальше.
Расскажите, как развивался проект.
Роман Медведев: После трех месяцев работы, в марте, окончательно стало понятно, что то, что казалось уникальным бизнес-предложением в 2011-м – гибрид журнала и сервиса по продаже авиабилетов – уже не работает. Нужен куда более комплексный подход, более глубокая интеграция, больший набор сервисов и возможностей. Мы давно думали про социальную сеть и личный кабинет пользователя, куда он мог собирать всю полезную для путешественника информацию. Популяризация Pinterest позволила увидеть, как соединить все эти мысли в один глобальный сервис. Путь от стартовой идеи обновленного сервиса до релиза мы прошли в кратчайшие сроки – 2, 5 месяца против стандартных для такой работы 6. Планируем не снижать темп и не останавливаться на этом – мы доделали далеко не весь функционал. Наша цель –сформировать у аудитории новый паттерн поведения: хочу поехать в путешествие – иду на iknow.travel. Это непростая задача.
Зарабатывать планируют на билетах.
На какую аудиторию ориентируетесь?
Анна Бичевская: Наша аудитория – это в первую очередь активные жители больших городов. Как показывает статистика, более 50% рынка электронной коммерции сейчас приходится на Москву и Санкт-Петербург, но этот процент, конечно, будет меняться. Подтянутся регионы, сначала это будут города-миллионники. Поэтому сейчас мы нацелены в первую очередь на Москву и Питер, дальше планируем захватить Киев, ну, и весь русскоговорящий рынок. Условно, нашу аудиторию можно разделить на два важных блока. Первый – это контрибьюторы проекта: хотим, чтобы для нас писали и через нас делились своими путешествиями и рекомендациями лучшие из лучших. Хотим создать большое, экспертное коммьюнити. Второй блок – более широкая аудитория. Люди, открытые всему новому, которые хотят интересно путешествовать, но в силу разных причин пока не владеют таким объемом знаний и опытом, чтобы активно рекомендовать какие-то места.
А что вы будете делать с не самым качественным пользовательским контентом? Разбавлять их редакторскими колонками?
Анна Бичевская: Да, редакторская колонка запустится в ближайшее время. Плюс, мы, конечно же, мониторим контент, который попадает на главную страницу, убираем неинтересное или материалы, заполненные не по правилам – без фото, адресов и так далее.
Рассматриваете ли вы в перспективе выход на глобальный рынок? Что для этого нужно?
Анна Бичевская: При успешном развитии на российском рынке в наших планах есть выход и на международную аудиторию. У нас есть гипотеза, которую еще стоит проверить, о том, что активный путешественник, на которого мы нацелены, интернационален. Многие сегодняшние контрибьютеры iknow.travel живут в разных городах мира и рассказывают о местах и событиях, находясь в непосредственной близости от них и отражая самые актуальные и трендовые направления. Сегодня весь контент на русском, но с использованием технологий машинного или социального перевода (например, Evernote был полностью переведен силами онлайн-коммьюнити) мы сможем локализовать ресурс для других стран, используя единую базу контента.
Сколько было вложено в разработку? Когда хотите окупить вложения, выйти в прибыль?
Роман Медведев: С учетом произведенных инвестиций и бюджета до конца года общий объем затраченных средств близится к $500 000. С учетом планируемых инвестиций на 2013 год по бизнес-плану мы планируем выйти на окупаемость в III–IV квартале 2014-го.