Появление браузера Chrome в магазине приложений Apple – это не просто важный эпизод развития одного конкретного браузера, это новый этап развития всего браузерного рынка. Chrome на iPad и iPhone ждали давно. Но показательно, что мобильная версия браузера появилась практически одновременно и в AppStore, и в родном магазине приложений Google Play. Google тем самым сообщает нам, что Chrome начинает мобильную экспансию, и устройства Apple – лишь одно из ее направлений. Но от результатов экспансии в этом направлении будет, возможно, зависеть и будущее Google Сhrome в целом.
В апреле этого года популярный блогер Zdnet Адриан Кингсли-Хьюз провозгласил конец долгой браузерной войны. Он опирался на данные аналитической фирмы NetMarketShare. Цифры за год говорили: если не считать небольшие флуктуации у Internet Explorer, несущественные при его доле в более чем 50%, у всех основных игроков рост остановился. Стабилизировался даже Google Chrome, который одно время стремительно усиливался за счет Internet Explorer и Firefox.
Качество подсчетов аудитории браузеров – вопрос отдельный. Например, альтернативный отчет Stat Counter говорит, что Google Chrome обогнал IE еще в мае. Но главное, что оба отчета зафиксировали снижение динамики роста основных браузеров. Экспертам из Stat Counter это позволило даже сделать вывод о том, что браузерный рынок окончательно сформировался: пользователи распределились по нишам, выбрали свои браузеры и дальнейшие перетоки аудитории от одного браузера к другому будут незначительными. Chrome при этом, по их мнению, выработал ресурс агрессивной экспансии и оказался заложником собственного успеха и активного копирования его модели: даже Internet Explorer, страшно представить, стал в чем-то похож на Chrome.
Где-то рядом при этом развивался мобильный рынок. Производители браузеров долгое время рассматривали его как вторичный. В результате лидером там (если не брать iPhone, где царствует Safari) стали умные норвежцы из Opera Software, чей браузер Opera Mini, – на мой взгляд, образцовый на сегодняшний день продукт в этом сегменте.
Теперь, когда на рынке появился мобильный Chrome, – а не забываем, что этот браузер уже доказал свою способность кардинально менять правила игры, – рынок браузеров скорее всего снова изменится. И вот как.
Новый мобильный Safari
Несмотря на то, что, как и все альтернативные браузеры для iOS, Chrome является не самостоятельным браузером, а надстройкой над Safari, он серьезно меняет расклад сил в браузерном предложении AppStore. Safari, прямо скажем, не лучший браузер на свете, процветающий во много благодаря замкнутой эко-системе Apple, где на любую альтернативу накладываются значительные системные ограничения (например, Chrome, как и любой другой сторонний браузер, нельзя назначить в iOS браузером по умолчанию). Тем не менее, прогнозирую, что Chrome для iOS быстро войдет в топы самых популярных приложений для iPad и iPhone. И это очень хорошо. Уже в этом году мы можем увидеть существенно обновленный Safari для айпэдов и айфонов. Apple придется доказать, что может конкурировать на собственном поле не только с помощью ограничительной политики.
Больше мобильных экспериментов
Активизация конкуренции на мобильном рынке подтолкнет браузеры к экспериментам с моделями, форматами, дизайном и сервисами. Ведь то, что мы видим сейчас, – это застывшие в развитии формы и технологии, мало отличающиеся друг от друга, но поданные в разных упаковках. Теперь деваться некуда – важно искать неожиданные ходы. Симптоматично, что незадолго до презентации Chrome для iOS и Android о планах выпустить новый браузер для iPad заявила Mozilla Foundation. Известно, что продукт ее получил название Junior и будет позиционироваться как принципиально новое приложение для веб-серфинга, без ряда традиционных для мобильного браузера элементов.
Например, у Junior не будет рамок, окон и вкладок – интерфейс программы больше напоминает интерфейс медиаплеера, в котором пользователь выбирает страницу для посещения, коснувшись ее уменьшенного изображения на рабочем столе браузера или одной из закладок, которые расположены здесь же. Кроме того, планируется, что в браузере не будет панели инструментов, – оставлены только две виртуальные кнопки, одна из которых отвечает за возврат на предыдущую страницу, а другая – за создание новой страницы.
Это эксперимент, и совсем не обязательно удачный. Но благодаря ему, уже сейчас можно понять, в каком направлении думают браузерные разработчики.
Больше синхронизации
Самое крутое, что есть в Chrome, – это возможности синхронизации. Chrome для iPad, например, можно настроить так, чтобы в новой вкладке вместо ссылок на наиболее посещаемые пользователем сайты предлагались закладки или вкладки, открытые в Chrome на других устройствах: Если у вас есть аккаунт Google, можно синхронизировать закладки и открытые вкладки между любыми компьютерами и мобильными гаджетами. Можно синхронизировать и пароли. По возможности синхронизации мобильный Chrome точно опережает все альтернативы. Теперь эту функциональность будут «подтягивать» и другие игроки.
Opera Mini станет социальной
Появление Chrome на Android – это серьезный вызов для Opera Software. Ведь ее лидерство на рынке смартфонов и так пошатнул скучный браузер платформы Android (устанавливается по умолчанию на Android-смартфоны). Очень кстати тут слухи о том, что Opera Software вот-вот может купить Facebook. Думаю, активизация Chrome на мобильном рынке интенсифицирует переговоры и ускорит конечный результат – сделка состоится. Союзник в лице Facebook – это и возможность для новых экспериментов, и готовая рыночная модель, которая позволит выделиться на фоне конкурентов. Opera станет социальным браузером. И Chrome, обремененному вялотекущей соцсетью Google+, здесь будет сложно конкурировать с норвежцами.