Фото: Flikr.com/Fubos
«Генетических модуляций, характерных для евреев и цыган, в вашем организме не обнаружено», – определила некая будапештская компания по просьбе одного клиента – вроде бы члена партии венгерских ультранационалистов «Йоббик» (17% голосов на последних выборах). Генетическое заключение компании «Надь Ген. Диагностика и исследования» было опубликовано на ультраправом сайте kuruc.info. Публикация сразу вызвала скандал в СМИ и поток воспоминаний о 30-х годах прошлого века. Ведь именно в Венгрии был принят первый в новейшей истории Европы антиеврейский закон – еще в 1920 г. здесь ввели квоты для евреев в вузах.
Владелец компании, выдавшей расовую справку, Жолт Надь сразу открестился от политического толкования результатов. «Мы против любой дискриминации, но наша компания по этическим соображениям не имела права ни отказать клиенту, ни потребовать у него отчета о целях исследования», – заявил бизнесмен, с которым крупнейший столичный университет Лоранда Ётвешана расторг контракт на аренду помещения сразу же после скандала.
Возмущена и научная общественность: мол, по нескольким парам ДНК невозможно определить этническую принадлежность. Да и не существует типичных цыганских или еврейских генов. Вся история компрометирует генетику вообще. Тем более, что проводившая исследование фирма могла и не иметь настоящих специалистов. Венгерский научный совет здравоохранения тут же инициировал проверку компании. А один из ее совладельцев – олимпийский чемпион по водному поло Тибор Бенедек – заявил, что из-за скандала продает свою долю. Опубликовавший расовую справку kuruc.info тут же обратил внимание публики на то, что Бенедек сам еврей.
Удивительно, но генетическую проверку осудило даже руководство ультраправой «Йоббик». Партия заявила, что недопустимо использовать научные исследования для подобных целей. Заодно в «Йоббике» опровергли информацию о том, что неизвестный генетический клиент – депутат их фракции в парламенте. Проверить, правда ли это, невозможно. В опубликованных материалах все имена вычеркнуты.
Получается, даже венгерские ультраправые пережили со времен 30-х годов определенную эволюцию. Конечно, это не означает, что негативно окрашенное слово «еврей» исчезло из риторики этой партии. Просто «Йоббик» уже не видит в евреях именно этнического врага. Что неудивительно, потому что в Венгрии этнических евреев осталось всего около 12 000 человек, то есть 0,13% населения. До Холокоста было почти 10%, но нацисты при активном участии венгерских властей уничтожили в 1944 г. около 600 000 евреев. Теперь для лидеров и сторонников «Йоббика» слово «еврей» стало, скорее, синонимом либералов, социалистов, членов предыдущего правительства, банкиров и журналистов из оппозиционных СМИ.
Другое дело – цыганский вопрос. Здесь лидеры «Йоббика» высказываются намного конкретней, и этническая принадлежность намного важнее. Сегодняшняя популярность венгерских ультраправых связана не столько с антисемитской, сколько с радикальной антицыганской риторикой.
Партия не скрывает свою ненависть и к тем, и к другим. «Венгры – антисемиты, но не потому, что они хотят быть ими, а потому что «эти» вынудили их стать такими», – заявил три года назад священник Лорант Хегедюш, ныне депутат парламента от партии «Йоббик». А на днях Кристина Морваи, депутат от той же партии в Европарламенте, назвала израильских евреев «грязными гнилыми убийцами», а их «венгерских соратников» предупредила: «Ваше время истекло».
Хотя все эти заявления меркнут на фоне апрельского выступления одного из депутатов «Йоббика». Он вспомнил историю 130-летней давности об убийстве девочки Эстер Шоймоши. Тогда в громком убийстве обвинили евреев, которые якобы по религиозно-сакральным соображениям принесли в жертву 12-летнюю католичку. Обвиняемых оправдали, доказав тем самым, что в Венгрии XIX века существовала неплохая правовая система. А депутат из XXI века вернул всех в прошлое, заявив, что правда об убийстве до сих пор не раскрыта, и дело было началом нового мирового порядка – то есть победой влияния евреев.
После всего этого, на прошлой неделе открылось страшное: у евродепутата от «Йоббика» Чанада Сегеди нашлись еврейские предки. 30-летний политик был заместителем председателя партии, а в прошлом – главой запрещенного радикального движения «Венгерская гвардия». «Не скрою, информация меня потрясла. Мне требуется время, чтобы переварить всё это», – признался Сегеди. Но попытался оправдаться: он остался тем же верующим христианином и тем же человеком, каким и был. По его собственным словам: «Главное не то, насколько ты чистокровный венгр, а то, как относишься к венгерской идее».
В самой партии отнеслись к делу спокойно. «Значит, у меня есть друг еврей», – сказал один из коллег депутата. «Теперь видно, что нашей партии важна не этническая принадлежность наших членов, а то, какой вклад они способны внести в работу партии. Интересно, что после этого скажет леволиберальная сторона, которая нас постоянно обвиняет в антисемитизме», – заявил глава партии Габор Вона, добавив, что «этническая принадлежность нашего члена никак не влияла на его карьеру».
Может, и действительно, не влияла. Но факт, что в 2012 году в европейской стране всерьез обсуждается вопрос об этнической принадлежности предков какого-либо политика, уже сам по себе можно считать поражением демократии и победой правых радикалов в Венгрии.