Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

Только когда открываешь свое дело, начинаешь понимать, что в России все всего боятся. И больше всех всего боятся предприниматели: мало кто может сравниться по количеству фобий с российским коммерсантом.

Пять лет назад я начал вести блог о своем бизнесе. И с самого начала это считалось в лучшем случае чудачеством. В худшем люди крутили пальцем у виска, когда узнавали, что я пишу там свою выручку и прибыль.

Кто-то боялся бандитов, – таким людям казалось, что нельзя публиковать в интернете цифры, – бандиты интернет почитают и наедут. Кто-то боялся конкурентов. Поэтому меня предостерегали от того, чтобы рассказывать в блоге о своих планах и делиться какими-то ноу-хау. Кто-то просто боялся неудач. Ведь так неприятно потом признавать поражения, и мне не стоило, по мнению собеседников, объявлять о своих планах. 

Несмотря на это, я выручку публиковал, о ноу-хау рассказывал, о планах объявлял. И в моем случае все опасности оказались по большей части воображаемыми. 

За пять лет я столкнулся с «бандитами» только один раз, да и то в несколько комической вариации. В наш книжный магазин в Воркуте пришли люди и, ни слова не говоря, нарисовали на бумажке крышу. Они ретировались, узнав о нашем охранном агентстве. 

Конкуренты? В наших краях так и не появился сильный соперник, который научился бы вести бизнес по моему блогу. Более того, сейчас мы берем на работу в пиццерию стажеров из других городов, которые хотят открыть свою пиццерию. Фактически – обучаем будущих конкурентов. 

Почему? Я убежден, что хороший бизнес – это система, построить такую – тяжелая работа, и ее нельзя скопировать, прочитав статью в интернете и даже поработав несколько дней в компании. При этом я надеюсь, что в будущем «стажеры» станут партнерами нашей программы франчайзинга (которая, к слову, только запускается). 

О фрачайзинге я мечтал несколько лет назад, когда еще развивал не доставку пиццы, а книжную сеть. Писал о планах завоевания России, но они так и не были реализованы… Я вышел из бизнеса, развитие компании остановилось. Пострадала ли моя репутация? Не знаю. 

Что-то мне удалось, многое не получилось. Но я уверен, что честность, открытость и искренность в блоге в результате принесли мне огромную пользу. Я привлек внимание к своим проектам, благодаря чему находил покупателей, менеджеров, подрядчиков и даже партнеров.

За эти пять лет я сделал наблюдение: что бы я ни придумывал, люди как правило принимали идеи в штыки, потому что чего-то боялись. Такое ощущение, что у нас в России все считают, что кругом враги. Никто никому не верит. Все ждут от других людей подвоха, второго дна, камня за пазухой. Поразительно при этом, что реальный опыт часто не имеет к этим фобиям никакого отношения. 

Например, все боятся чиновников, проверок, бюрократии. Конечно, все зависит от региона, размера бизнеса и сферы, в которой вы работаете. Но лично я за пять лет розничного бизнеса не заплатил ни одной взятки. Более того, не было даже случая, чтобы мне намекали, что ее надо дать. 

Предприниматели при этом в России боятся даже своих сотрудников и покупателей, как это ни странно прозвучит. Вот мы ввели принцип «доставим за 60 минут или бесплатно»: если мы опоздали, клиент получает заказ даром. Похожий принцип есть у мировой сети доставки пиццы Domino’s, то есть это не новость в нашем бизнесе. Но когда я его вводил, мне все говорили, что сотрудники и клиенты объединятся и будут нас как-то обманывать. 

На деле мы отдаем бесплатно несколько пицц в неделю – ничтожную долю процента. Я считаю, это небольшая плата за настоящую славу, которую принесло нам правило 60-ти минут. Ведь каждый, кто получает пиццу бесплатно, рассказывает об этом всем своим знакомым. Многие клиенты искренне переживают за нас и радуются, когда курьер влетает на 59 минуте: «Успели, молодцы»!

Если у клиента день рождения, мы дарим подарок. Но не проверяем паспорт! Все построено на доверии. Когда я рассказал об этом знакомым предпринимателям, у них был шок. Они снова говорили, что люди будут нас обманывать. 

Может быть, кто-то и правда обманывает. Но мы можем следить за ними по базе и потери от их жульничества в разы меньше, чем преимущества, которые мы получаем, установив доверительные отношения с честными покупателями. Верить людям хорошо, потому что это выгодно. Согласитесь, если мы поверим вам слово, есть большая вероятность, что вы станете сверхлояльным клиентом нашей компании.

Безусловно, в России много проблем с коррупцией, бюрократией, криминалом и мошенниками – страхи не берутся из ниоткуда. Но, чтобы развиваться, предпринимателю нужна реальная оценка рисков, а страх не должен превращаться в фобию. Особенно если эта фобия мешает создавать классный сервис, придумывать что-то новое или вообще заниматься своим бизнесом. 

Вот этого действительно стоит бояться. До паранойи.